15.3. Мф. 5, 17-27

Святитель Григорий Палама 

Беседа 65

Беседа к сетующим на приключающиеся нам отовсюду разнообразные невзгоды.     

   (Фрагмент)  

   5.  Что же сказать относительно преступающих заповеди касательно целомудрия? Не смерть ли была им наказанием? – «Да не будет», – говорится, – «блудница от дщерей Исраилевых, и да не будет блудник от сынов Исраилевых» (Втор.23:17); и: – «Осквернишася людие», – говорится, – «блужением» (Чис.25:1); «и быша умершии язвою двадесять четыри тысящи» (Чис.25:9), и если бы не Финеес, сын Елеазаров, не восстал, возревновав (о Бозе), и единым ударом копья пронзив, не умертвил на месте преступления блудника с блудодействовавшей с ним, все бы тогда погибли, и невиновные, как и виновные, за то, что не отомстили за беззаконие, встав на защиту (закона Божия); посему Бог и возвестил Моисею: «Финеес утоли гнев Мой, и не потребих сынов Исраилевых в ревности Моей» (Чис.25:11). Если же блуд настолько запрещается и так (строго) карается, то что же потерпит прелюбодей? – Конечно, не освободится от наказания. Посему и божественный Закон говорит: «Аще обрящется человек лежай с женою мужа – тою, убийте обоих, и измите злое от себе самих» (Втор.22:22).

 6.  Но это, скажешь, относится к древнему Закону, и какое это имеет отношение к нам, людям Нового Завета? – Если ты так говоришь, то, следовательно, не слышал слов Законодавца и Владыки Христа, говорящего: «Не приидох разорити Закон, но исполнити, и иота едина или едина черта не прейдет от Закона, дóндеже вся будут» (Мф.5:17). Если же дело обстоит таким образом, то по всей необходимости будет умерщвлен и предан врагам постыдно побежденный (страстями) и все ужасное потерпит подлежащий, по причине греха, смертному приговору и прочим угрожающим возмездиям. Единственное имеется врачество, изобретенное мудростью и благодатию Единородного Сына Божия и Спасителя Христа, которое выражается в том, чтобы, путем покаяния, умертвить себя греху, и таким образом отдав этим долг приговорам, заключающимся в Законе, путем добродетели облечься в нового человека во Христе, и таким образом освободиться от проклятия, наложенного на нас в Законе, живя по Христу, Давшему Себя Искуплением за нас.

Впрочем, если бы, действительно, Новый Завет не запрещал греха, то, будучи повинен оным приговорам, несущим с собою смерть, ты мог бы сослаться на него (т. е. на Новый Завет), желая оправдать себя; ныне же не только греховный поступок, но и то, что гораздо менее серьезно, чем грех, – именно самые начатки греха, он (Новый Завет) запретил, и поддавшихся им, как бы уже совершивших полный грех, присуждает к вечной смерти. Так, Христос говорит: «Речено бысть древним: не убиеши: иже аще убиет повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду» (Мф.5:21–22). Видишь? – Неправедный гнев объявил Он равным убийству, ставя под то же самое осуждение и то и другое. Тот же кто до такой степени дошел бы в поношении своего брата, что назвал бы его «безумным», повинен есть геенне огненной (Мф.5:22). И еще: – «Слышасте, яко речено бысть прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, во еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф.5:27). Видишь? – И здесь Он приравнял блуд к прелюбодеянию: потому что не всякая женщина находится замужем; лучше же сказать: не самый блуд, но вожделеющего блуд, и то только в мыслях, и посредством страстного рассматривания возбуждающего в себе страсть, Он объявляет (уже) совершившим прелюбодеяние; потому что Он является Судьею сердечных вожделений и мыслей, и Он ведает дух, сущий в нас, создав его весьма свойственным Ему Самому, как бы некую умозрительную луну и меньший свет, могущий вместить разумный луч Божественного и Высочайшего Света.

 7.  Итак, превращающие сосуд Божественного Света в вместилище постыдного и поистине мрачного удовольствия, и созданный Богом Божий храм вместо этого, вследствие подчинения страсти, являющие жилищем и капищем бесов, какого предела абсурда еще не достигли («каталэлипасин»), так чтобы не именоваться им на основании постыднейшего из всех грехов – прелюбодеяния? Если же мы все обручены Одному Мужу, Единому Жениху-Христу, как взывает Павел (2Кор.11:2), и единый дух мы стали с Ним, разумом души соединившись с Его Божеством, и члены Его мы суть, невидимо сросшись с Ним, то, как тебе представляется: не является ли прелюбодеем и заслуживает такого наименования тот, кто соглашением на блуд осквернил это единение (со Христом)? – лучше же сказать: во много и гораздо худше прелюбодея, как разорвавший божественное бесстрастное единение с Богом? Что же, опять, относительно клятв Он нам заповедал? Не запретил ли Он это, как если бы это было клятвопреступлением, и не ясно ли Он возвестил, что клятвы являются делом лукавого? Но зачем это я привожу по частям, когда возможно все объять единым словом? – «Яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей (т. е. совершенных исполнителей Ветхого Закона), не внидете в Царствие небесное» (Мф.5:20).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>