10.1. на Нагорную проповедь (Мф. 5, 7)

      Преподобный Максим Исповедник

Толкование на

Евангелие от Матфея

Глава пятая

5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Бог обещал в наследие любящим Его не эту землю, которая по природе занимает во вселенной срединное положение. Открывая нам истину, Он говорит: Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах (Мф. 22:30). И еще: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). И опять в другом месте Он с благодарением сказал работавшему: Войди в радость господина твоего (Мф. 25:21). А за Ним и божественный Апостол говорит: Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15:52). Также: Потом мы, оставишеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:17).

Итак, если все это подобным образом было обещано любящим Господа, то кто же, приковав ум [свой] только к одному речению Священного Писания, станет говорить о тождестве с землей, [на которой мы теперь живем], Неба и Царства, уготованного от сотворения мира, и Господней таинственно сокровенной радости, а также постоянного и непространственного местопребывания и обитания [людей] достойных с Господом? Кто станет говорить это, если он побуждается Словом [Божиим] и страстно жаждет быть служителем Его? Поэтому думаю, что «землей» здесь называется непоколебимый и неизменный навык, [внутренняя] сила и непреклонность в добре кротких, ибо они всегда пребывают с Господом, имеют неисчерпаемую радость, придерживаются Царства, уготованного от начала, и удостаиваются стояния и чина на небесах. Такая разумная добродетель является как бы некой землей, занимающей среднее положение во вселенной. Соответственно ей, кроткий, находясь между похвалой и порицанием, остается бесстрастным, ни похвалами не надмеваясь, ни укоризнами не смущаясь. Ибо разум, оставив страсть, уже не чувствует беспокойства от нападений со стороны того, от чего он по природе свободен, поскольку он успокоил в себе бурю, вызываемую этими [страстями], и всю силу своей души перевел в пристань божественной и неподвижной свободы.

«Толкование на молитву Господню».

***

8.  Блаженны чистые сердцемибо они Бога узрят.

81. Чистым называется то сердце, в котором отсутствует всякое естественное движение к чему-либо [плотскому]. Благодаря высочайшей простоте, в таком сердце рождается Бог и начертывает на нем, словно на гладкой дощечке, Свои законы.

82. Чистое сердце есть то сердце, которое представляет Богу [свою] память совершенно безвидной и бесформенной, и она готова быть запечатленной только теми образами Его, через которые [Богу] присуще являться.

«Главы о богословии». Вторая сотница

***

*) 65. Соделавший сердце свое чистым не только познает смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но, прошедши все их, зрит некако и самаго Бога: в чем — крайнейший предел благ. Посетив такое сердце, Бог удостоивает Духом начертывать на нем Свои письмена, как на скрижалях Моисеевых, в такой мере, в какой оно само себя возрастило доброю деятельностию и созерцанием, по заповеди, таинственно повелевающей: расти и множися (Быт. 35:11) [2, 80].

«Умозрительныя и деятельныя главы», выбранныя из семисот глав Греческаго «Добротолюбия»

***

22. Аз же глаголю вамяко всяк гневаяйся на брата своего всуе 

повинен есть судуиже бо аще речет брату своемуракаповинен есть 
сонмищу: а ижеречетуродеповинен есть геенне огненней

Отчего Господь в Евангелии того называет подлежащим геенне, кто скажет брату глупый, хотя есть много более тяжких оскорблений, сказавшего же брату рака (рака) считает подлежащим Синедриону? 

Полагают, что слово «морос» (глупый) означало неразумного и безумного, а слово «рака» переводится с еврейского языка как презренный. Слово глупый говорилось о безбожном и неверном, как сказано в Псалме: Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13, 1), и как говорит Моисей: сей народ глупый и несмысленный (Втор. 32:6). Поэтому тот, кто называет своего единоверного брата безбожником и идолопоклонником или еретиком и неверным, — тот и говорит ему глупый и по справедливости подлежит геенне. Тот же, кто говорит рака, то есть презренный и нечистый, — тот клевещет на [образ] жизни брата и, разумеется, подлежит более легкому наказанию.

«Вопросы и затруднения».

***

23.   Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя:

24.  остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой.

Если желаешь не отпасть от любви Божественной; то ни брата своего не допусти уснуть в огорчении на тебя, ни сам не усни в огорчении на него: но иди, примирися с братом твоим, и, возвратясь с чистою совестью, принеси Христу дар любви в прилежной молитве.

«Главы о любви».

***

29.  Аще же око твое десное соблажняет тя, изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну (огненную): 

Что означают [слова], сказанные Господом:

Если 
глаз, рука или нога соблазняет тебя, вырви их и 
брось от себя?

Мы можем предположить, что согласно простому [толкованию] притча намеком указывает на друзей, [которые] подобны глазам, на домашних, которые необходимы
нам как руки, и на товарищей, которые служат нам будто
 ноги. Их-то Слово [и] повелевает вырывать, если они со
блазняют [нас] и вредят душе. Однако предписание мож
но истолковать и иначе, анагогическим способом: если
 ты владеешь созерцательным знанием, будто глазом, но 
оно возносит тебя к гордости и высокомерию — то вырви его. Если ты [имеешь] делание утонченное, и оно становится для тебя причиной надменности, то вырви его.
Таким же образом, если ты владеешь способностью к
 служению, которое есть нога, и от этого превозносишься, то отвергни ее. Ведь тебе полезно отказаться от этих 
мнимых добродетелей, но при этом не дойти до совершенной гибели по причине гордости и высокомерия.

«Вопросы и затруднения».

***

38. Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб.

39. Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую:

Что же касается «правой щеки», то под «правой» я подразумеваю духовное делание. Возникающая в нас через осуществление заповедей божественная жизнь целиком определяет это делание, и естественно, что оно подвергается ударам лукавого, предвосхищающего нравственное благородство, производимое деланием. Оно бичуется самомнением, происшедшим из этого, возжигается тщеславием и возносится по отношению к тем, кто не стяжал подобной жизни. Поэтому и следует как бы повернуться другой, левой щекой и подставить уже прошлую, осквернившую нас ложью века сего, жизнь – и ее постоянно подставлять под удары путем воспоминания. Не обладающим смирением, которое является как бы священным основанием благочестия, лучше умерять себя и быть подвергнутым унижению в качестве грешников, чем быть вознесенными в качестве святых, а затем пасть через гордыню. И это телесным образом свершаемое ради повелевшего Господа пусть почитается наряду с умозрениями, воспринимаемыми при созерцании, и даже предпочитается им, поскольку оно служит священной готовности и предварительному очищению. Исполняющим это даруется навык душевного благородства, а тем самым ограничивается неверие бьющего, ибо рвение нанести удар отражается готовностью принять его, и возможно, что бьющий будет пристыжен, если не иным чем, то подобным избытком покорности. Могущий это сделать никогда не сопротивляется, удерживаемый повелением Господа.

«К Феопемпту схоластику».

***

Аз же глаголю вам, не противитися злу: но аще кто тя ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую, и хотящему с тобою судитися, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу: и аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два. Для чего? дабы и тебя сохранить безгневным, бестревожным и неогорченным, – его твоим незлобием научить, и обоих вас подвести под иго любви, яко благ Господь.

«Главы о любви».

***

Что означают слова: Если кто ударит тебя в правую 
щеку, обрати к нему и другую?

Если бесы, говорит [Господь], посредством помыслов
 ударят тебя в правую щеку, внушая гордость правыми
 делами, то обрати левую, то есть представь взору неправые дела, которые мы совершили.

«Вопросы и затруднения».

***

40.  и хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу:

41.  и аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два.

Что согласно анагогическому толкованию означает 
наставление Господа: Если кто-то принудит тебя
 идти одну милю, иди с ним две?

Принуждающий нас — это Господь, посредством Его
 учения — идти одну милю Своей заповеди. Нам подобает слушать Его предписания и идти две мили, то есть
 внимать заповеди и прибавлять еще одну милю посред
ством дел.

Или иначе: [Господь] принуждает нас пройти милю веры, но требует от нас и дел, [подтверждающих] веру.

«Вопросы и затруднения».

***

44.  Аз же глаголю вам: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы,

Пресмыкающимся и зверям, руководимым естеством, и в самом деле невозможно не давать отпора, насколько это в их силах, терзающему их. Но созданным по образу Божиему, руководимым разумом, удостоившимся ведения Бога и принявшим закон от Него возможно не отвращаться от приносящих [им] скорби и любить ненавидящих [их]. Поэтому и Господь [говорит]: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и прочее; не как невозможное заповедует Он это, но, очевидно, как возможное, иначе бы Он не наказывал преступившего [эту заповедь]. И Сам господь являет [ее], показав нам это делами Своими. [Являют ее] и все ученики Его, подвизающиеся в любви к ближнему Даже до смерти и горячо молящиеся за убивающих [их]. Однако, поскольку мы одержимы любовью к материи и сластолюбивы, то эти [страсти] мы предпочитаем заповеди, а потому не можем любить ненавидящих [нас]. Более того, мы часто вследствие этих [страстей] отвращаемся и от любящих [нас], будучи по своему душевному расположению хуже пресмыкающихся и зверей. А потому, не в силах следовать по стопам Господа, мы не можем познать [конечную] цель Его, дабы преисполниться силой.

«Слово о подвижнической жизни».

***

Аз же глаголю вам, говорит Господь, любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть. Для чего заповедал Он сие? – Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжанья совершенной любви, которой невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит, по примеру Бога, всех человеков равно любящего, и хотящего всем спастися, и в познание истины приити (1 Тим. 2, 4).

«Главы о любви».

***

 Толкование на Евангелие от Матфея

                                                                                                                                                                                Глава шестая

 

Что означают слова ЕвангелияУмой лице твое и помажь голову твою (Мф. 6:17)?

Наше лицо – это жизнь, которая, подобно лицу, характеризует, каковы мы по внутреннему человеку (Рим. 7:22). Это лицо Слово* (или:« слово [Евангелия]») и повелевает умыть, то есть очистить жизнь от всяческой скверны грехов. Голова же – это наш ум, который Слово повелевает помазать, то есть украсить Божественным знанием.

 «Вопросы и недоумения». Ч. 1, § 70

***

На ст. Мф. 6:21

Когда приметишь, что ум твой с услаждением занимается предметами вещественными, и любезно пребывает в помышлениях о них: то знай, что ты любишь их более, нежели Бога. Ибо идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше, глаголет Господь.

«Главы о любви».   

***

На ст. Мф. 6:24

<…> не удаливший себя от пристрастия к материальным [вещам], <…> не может чистосердечно любить ни Бога, ни ближнего, поскольку невозможно одновременно быть приверженным к материи и любить Бога. Об этом говорит Господь: Никто не может служить двум господам и не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24). Ибо, поскольку ум наш придерживается мирских вещей, он порабощается ими и пренебрегает заповедью Божией, преступая [ее]”.

«Слово о подвижнической жизни».  § 6

 

***

Толкование на Евангелие от Матфея

Глава седьмая

1. Не судите, да не судимы будете,

Не должно ли ужаснуться, вострепетать и придти в исступление умом, что, когда Бог Отец, не судя никому, Сам, весь суд даде Сынови (Ин. 5:22); – Сын же вопиет: не судите, да не судими будете, не осуждайте, да не осуждени будете (Лк. 6:37); подобно и Апостол: прежде времени ничтоже судите, дондеже приидет Господь (1 Кор. 4:5); и еще: имже судом судиши друга, себе осуждаеши (Рим. 2:1); когда, говорю, это так есть; люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга? Небо ужасается сему, и земля трепещет; а они не стыдятся бесчувственные!

«Главы о любви».

***

15Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

Не будем допускать помыслов, умаляющих грехи наши и вещающих о свершившемся отпущении их. Ибо о них Господь, оберегающий нас, сказал:Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Ведь пока ум наш докучается грехом, мы еще не сподобились прощения его и не сотворили достойных плодов покаяния. Плод же покаяния есть бесстрастие души, а бесстрастие — изглаждение греха. Не имеем еще совершенного бесстрастия, поскольку иногда страсти докучают нам, а иногда — нет. Значит, и не сподобились еще мы совершенного отпущения грехов. От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние.

«Слово о подвижнической жизни».

***

16По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Прекрасно блюсти ум не идущим на поводу у плоти и страстей. Ибо Господь говорит: Не собирают с репейника смоквы — то есть со страстей добродетель, или с терновника виноград — то есть с плоти радостное ведение.

«Главы о богословии».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>