3.8. Беседа 8 (22)

БЕСЕДА  22

Почему, говоря о заботе касательно одежды, Христос приводит в пример лилию. — Промышление Божие о человеке.  —   Почему Христос усвояет промышление Богу Отцу. — Вера в Промысл освобождает от безполезных забот и малодушия. — Искание благ небесных дает и блага земные. — Что означает выражение довлеет дневи злоба его. Все, что мы ни делаем (доброго), делаем помощью Бога. — Искреннее желание делает легко исполнимою каждую заповедь. — Нет греха который не изглаждался бы покаянием. — Бог не спасает человека против (его) воли. — Усиленная молитва всегда бывает услышана. — Бог не может быть врагом человека. — Молитва всегда благовременна и угодна Богу.

__________________

Посмотрите на полевые лилии, как они растут?  Ни трудятся, ни прядут; но говорю вам,  что и Соломон во всей своей славе не одевался так, как всякая из них. (Мф.6,28-29)

   1.  Спаситель, сказав о необходимой пище и показав, что и о ней не нужно заботиться, переходит далее к тому, о чем еще менее надобно заботиться, потому что одежда не так необходима, как пища. Почему же Он, говоря об одежде, не употребил того же самого сравнения, заимствованного от птиц и не упоминает нам о павлине, лебеде и овце? Ведь и отсюда можно было бы заимствовать много примеров? Это потому, что Христос хочет с двух сторон показать важность предложенной Им заповеди – и со стороны ничтожества того, что облечено в такую красоту, и со стороны самой красоты, данной лилиям. Вот почему, описав красоту лилий, Он уже после и не называет их лилиями, но «травой полевой» (Мф.6,30). Даже не довольствуется и этим названием, но еще и с другой стороны представляет их ничтожность, говоря: «которая сегодня есть», и не говорит: этой травы на другой день уже нет, но еще более унижает, говоря: «будет брошена в печь». Также Он сказал не просто: «одевает», но «так одевает». Видишь, как Спаситель постепенно все более и более усиливает Свой мысль? И делает Он это для того, чтобы сильнее подействовать на Своих слушателей. Для того же Он прибавил и слова: «не гораздо ли больше вас?» Это сказано с особенной выразительностью и силой. Словом «вас» Он показывает не что иное, как то, что род человеческий удостоен от Бога великой чести и особого попечения. Христос как бы говорил: вас, которых Бог одарил душой, для которых образовал тело, для которых создал все видимое, для которых послал пророков, которым дал Закон и соделал бесчисленные блага, для которых предал Единородного Сына (и через Него сообщил бесчисленные дары). После этого Спаситель упрекает слушателей, говоря: «маловеры»! Таково свойство советующего. Он не только убеждает, но и обличает, чтобы еще более побудить к повиновению Своим словам. Так Христос запрещает нам не только заботиться о красивых одеждах, но и удивляться, когда видим их на других. Убранство цветов, красота трав и даже само сено более достойны удивления, чем наши дорогие одежды. Итак, для чего ты гордишься тем, в чем тебя несравненно превосходит трава? Заметь, как Спаситель с самого начала показывает, что Его заповедь легка, удаляя (всякую мысль об излишних заботах, точно так же, как и прежде, когда говорил Он о пище, то есть удаляя) от того, что слушатели боялись. Сказав: «посмотрите на полевые лилии», Он добавил: «ни трудятся». Значит, этой заповедью Он хочет освободить нас от трудов. Итак, не то составляет труд, когда мы не заботимся об одежде, но то, когда заботимся. И как тогда, когда Христос сказал: «ни сеют», запретил не сеяние, но излишнюю заботу о пище, так и этими словами: «ни трудятся, ни прядут», запрещает не само занятие, но излишнюю заботу об одежде. Соломон во всем своем величии не мог сравниться с красотой цветов, и, притом, не какой-нибудь один раз, но во все время своего царствования (никто не может сказать, что Соломон ныне так одевался, а в другое время иначе; нет, не было ни одного дня, когда бы он украшался так великолепно, как цветы, – на что Христос и указывает словами: «во всей своей славе»). Притом, Соломон красотой своих одежд не мог сравниться не только с одним или с другим цветком, но и со всеми без исключения (поэтому Спаситель и сказал: «как всякая из них», – а между одеждами и цветами существует такое же различие, как между истиной и ложью). Итак, если и этот царь, знаменитейший из всех когда-либо бывших на земле, не мог сравняться с полевыми цветами, то можешь ли ты когда-либо превзойти красоту цветов, или хотя бы немного приблизиться к ней? Отсюда Спаситель научает нас, чтобы мы совершенно и не думали о таком украшении. Смотри, какой его конец. Спаситель, после того как восхваляет красоту лилий, говорит: «будет брошена в печь». Итак, если Бог столь промышляет о вещах ничего не стоящих и доставляющих саму малую пользу, то неужели Он не будет заботиться о тебе – существе лучшем из всех существ? Ты спросишь, для чего же Бог сотворил цветы столь прекрасными? Для того, чтобы показать Свой премудрость и Свое великое могущество, чтобы мы из всего этого познали Его славу. Не только «небеса проповедают славу Божию» ( Пс.18,1), но и земля. И Давид, свидетельствуя об этом, сказал: «Хвалите Господа… горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры (Пс.148,7,9). Одно прославляет своего Творца плодоносностью, другое величием, иное красотой. И это – знак великой мудрости и могущества Божия, заключающийся в том, что Он облекает в такую красоту самое последнее Свое творение. (В самом деле, что может быть еще ниже того, что сегодня существует, а завтра нет?) Итак, если Бог и траве дает то, что ей вовсе не нужно (нужна ли, например, ее красота огню?), то как Он может тебе не дать того, в чем ты нуждаешься? Если и самое последнее Свое творение Он украсил с избытком, и это не по какой-либо нужде, но ради великолепия, то тем более украсит всем нужным тебя – существо драгоценнейшее из всех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>