Беседа 2 (Мф. 5, ст. 4)


     БЕСЕДА  2.

Блажени плачущии яко тии утешатся.

Матф. 5, ст. 4. 

      Господь Иисус Христос в основание истиннаго блаженства человеков, которое пришел Он возвратить нам, полагает смирение, или нищету духовную, как слышали мы в прошедшей беседе. Но истинное смирение духа неразлучно есть с сокрушением сердца, и несомнительный знак нищеты духовной суть слезы, проливаемыя пред Богом от сердца, проникнутаго чувством греховности своей, и чувством любви к Богу и ближнему. Потому Спаситель вторым источником блаженства нашего поставляет духовный плач. Блажени плачущии, говорит небесный Учитель, яко тии утешатся.

Для тех, которые никогда еще надлежащим образом не входили в самих себя и не рассматривали внутренняго состояния души своей, конечно слова Спасителя покажутся странными. Привыкши жить во всегдашней рассеянноcти и удалении от себя и от Бога, они привыкли почитать блаженными тех, которым счастие во всем благоприятствует, и которые, изобилуя земными благами мира сего, в веселии и забавах провождают дни свои, а плачущих обыкновенно называют несчастными. Но вечная Истина не может обмануться, истинное утешение и неотъемлемая радость принадлежит плачущим.

Но кто суть сии плачущии, и в чем состоит их блаженство? Сетование и плач естественно происходит от чувствования потери любимых нами предметов. Кто любит богатство, тот сетует, когда теряет сокровища свои. Кто любит славу человеческую, тот сетует, когда не успевает получить оную. Кто любит забавы и утехи мира сего, тот сетует, когда они отъемлются у него, словом, кто какую вещь любит, тот о потере ея и печалится. Спаситель говорить: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Матф. 6, ст. 21)

Но кто прилепляетея сердцем своим ко временным земным благам, тот не знает достоинства души своей безсмертной, созданной для вечнаго блаженства во святом соединении с Богом, Котораго человек носит на себе образ; тот не знает истиннаго своего сокровища. А потому и печаль его о потере сих благ не только суетна и бесплодна, но может соделаться смертоносною для души его, ежели доводит сердце до уныния, которое Христианину совсем не свойственно ни в каких обстоятельствах жизни. Печаль бо мира сего смерть соделовает, по выражению Святаго Апостола Павла (1 Кор. 7, ст. 10.)

Бог, по премудрой благости Своей, часто Сам отъемлет у нас любимые нами предметы, дабы сердце, наше предохранить от излишней, а потому нечистой к ним привязанности, и всю нежность любви нашей обратить к Нему, единому достойному всей нашей любви. И счастлив тот, кто при таковых, особенно отеческих, посещениях Божиих входит во внутренность сердца своего, при светильники закона Божия рассматривает свою совесть, и находя себя грешником, с сердечным сокрушением оплакивает потерю невинности души своей, потерю всегда достойную слез, ибо с нею теряем мы единое и все истинное блаженство наше — соединение с Богом, Коего святость не может иметь общения с грешником. Таковый плач есть святая печаль по Бозе, которая соделовает в нас покаяние во спасение, по словам Апостола Павла (Там же). Сии-то плачущие суть блаженны; ибо плач их происходит от любви к Богу, Котораго оскорбление грехами своими они живо чувствуют, Они блаженны: ибо слезами своими омывают скверны грехов своих, и вопль их, проникая небеса, от любообильнаго сердца Отца небеснаго низводить на них благодать Духа Святаго, возвращающую душам их ту чистоту и невинность, в которой они вышли из купели крещения; а с возвращением невинности возвращается им все истинное блаженство их.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>