3.9. Беседа 9 (23)

БЕСЕДА  23

    Заповедь о неосуждении не все грехи повелевает не судить и не всем запрещает судить. — Должно с любовью исправлять согрешающих. — Не исправивший себя, не должен осуждать другого. — Не должно открывать учение Христово людям (по греховности жизни) не способным его принять. — Евангельские заповеди легкоисполнимы при помощи Божией, подаваемой по молитве. — Не должно отчаиваться в получении просимого. — О чем следует молиться. — Вместе с молитвою необходима и добрая жизнь.  — Что делает трудный путь, ведущий в жизнь вечную, легким. — Нужно распознавать и избегать прикрывающихся личиной добродетели. — Лицемер может быть легко узнан по делам его. — Лишение небесной славы и любви Христовой тяжелее самой геены. — Жизнь людей, преданных мирским заботам, подобна детской игре.— Расточающий имение в помощь нуждающимся достоин более уважения, чем собирающий; униженный – более, чем пользующийся славой.

_____________________

Не судите, да не судимы будете  (Мф.7, 1).

    1. Неужели не должно обвинять согрешающих? Да; и Павел то же самое говорит, или – лучше – Христос через Павла: «а ты что осуждаешь твоего брата?» Или: «ты что уничижаешь твоего брата? Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Рим. 16, 10 и 4)?  И опять: «поэтому не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» (1 Кор.4,5). Каким же образом тот же апостол в другом месте говорит: «обличай, запрещай, увещевай» (2 Тим. 4, 2)? И еще: «согрешающих обличай перед всеми» (1 Тим. 5,20)? Равным образом, и Христос говорит Петру: «пойди и обличи его между тобой и им одним. Если не послушает, возьми с собой» другого, если же и при этом не уступает, «скажи церкви» (Мф.18,15-17)?  И для чего Он поставил столь многих обличителей, и не только обличителей, но и карателей, так что кто не послушается никого из этих последних, того велел почитать за язычника и мытаря? С какой также целью вверил им и ключи? Если, ведь, они не будут судить, то не будут иметь никакой важности и, следовательно, напрасно получили власть вязать и решить. С другой стороны, если бы это было так, то все пришло бы в расстройство и в Церкви, и в гражданских обществах и в семьях. Если господин не будет судить своего слугу, а госпожа служанку, отец сына, и друг своего друга, то зло будет распространяться все более и более. И что я говорю: друг друга? даже если врагов не будем судить, то никогда не будем в состоянии разрушить вражду, но все придет в совершенный беспорядок. Что же значит указанное изречение? Рассмотрим теперь внимательнее, чтобы врачевство спасения и законы мира не почел кто-нибудь законами ниспровержения и смятения. Для имеющих здравый ум Спаситель хорошо изъяснил уже силу данного закона в следующих дальнейших словах: «и что ты смотришь на сучек в глазе твоего брата, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Мф.7,3)? Если же для многих, не так сообразительных, изречение Христово, кажется, все еще недовольно ясным, то я снова постараюсь изъяснить его. Именно – здесь, как мне кажется, Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие–нибудь поступки. Мне кажется также, что Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи. За это Господь порицал их под конец (Своего служения), говоря: «связывают тяжелые и неудобоносимые бремена и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их». И еще: «горе вам, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23,4, и 23). Итак, можно думать, что Христос указывал и на них, желая предварительно упрекнуть их в том, в чем они, впоследствии времени, порицали учеников. Хотя последние ни в чем подобном не согрешили, но иудеям казалось грехом, например, что они не соблюдали субботы, ели неумытыми руками, возлежали с мытарями, о чем Спаситель и в другом месте говорит: «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф.23,24). Впрочем, Христос полагает здесь и общий закон о неосуждении. И Павел в послании к коринфянам запретил вообще не судить, нос удить только высших, в виду неизвестности дела; равным образом, вообще не запрещает исправлять согрешающих. Он упрекал и тогда не всех без различия, а укорял, во-первых, учеников, которые так поступали в рассуждении своих учителей, и, во-вторых, тех людей, которые, сами будучи виновны в бесчисленных согрешения, клеветали на неповинных. То же самое дает разуметь и Христос в данном месте, и не просто дает разуметь, но еще внушает великий страх, и угрожает неизбежным наказанием: «ибо каким судом судите, – говорит Он, – таким будете судимы» (Мф.7,2) . ты осуждаешь, Он говорит, не ближнего, но себя самого, и себя самого подвергаешь страшному суду и строгому истязанию. Подобно тому, следовательно, как в отпущении грехов начало зависеть от нас самих, так и в этом суде мы де полагаем известную меру нашего осуждения. Итак, должно не порицать, не поносить, но вразумлять; не обвинять, но советовать; не с гордостью нападать, но с любовью исправлять, – потому что не ближнего, но себя самого ты предаешь жесточайшему наказанию, когда не пощадишь его, произнося твой приговор о его прегрешениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>