28.2. Беседа 2

Протоиерей

 Иоанн Кронштадтский. 

*** 

БЕСЕДА ВТОРАЯ

___

         Начав в прошедший воскресный день, с Божиею помощию, беседы о путях к блаженству, указанных нам Господом, и сказавши, что эти пути суть известныя девять изречений Спасителя о блаженстве, сказанных Им на горе, мы обещались в следующий воскресный день побеседовать о том, почему эти Божественныя изречения Го­спода Иисуса Христа читаются или по­ются в начале литургии, на малом вход при открытых царских две­рях, и почему пред ними поется стих: помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем; также — о значение малаго входа, алтаря и царских врат. Почему же блаженны поются или читаются на малом вход, в начале литургии? Вот почему: литургия есть воспоминание земной жизни Иисуса Христа от пелен Его до гроба, от воскресения и до вознесения на небо. Олтарь означает царство небесное, или рай; царския врата — двери райския или двери царства небеснаго; открытие и закрытие этих врат, во время службы, означает открытие и закрытие царства небеснаго или рая. Начало литургии означает начало искупительнаго служения Господа Иисуса Христа роду человеческому, а малый вход с евангелием означает шествие его на проповедь Евангелия и первую нагорную Его проповедь, в которой Он ублажает исполняющих Его заповеди и обещает разныя награды на небесах подвизающимся в этом мире Его ради. Видя открытия царствия врата, как врата царства небеснаго, и взирая сердечными очами на Господа, таинственно грядущаго в малом вход, нам, земным странникам, изгнанникам из рая, естественно молить Господа, подобно благоразумному разбойнику: помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Пение или чтение в это время блаженств Христовых напоминает нам, как о явлении Иисуса Христа на проповедь миру и о первой Его проповеди на горе, так и о том, какая добродетели каждый из нас должен иметь, чтобы удостоиться войти в отверстое небо, в отверстый крестом Господа рай. Церковь говорить нам этим священным обрядом как бы так: вы изгнаны в Адаме из рая за грехи и утратили блаженство, для котораго были созданы; для вас заключен был рай многия тысячи лет, но ныне снова отверзся Сыном Божиим; понуждайте же себя войти в него, ибо Царствие Небесное силою берется, и усильные искатели приобретают его [1], а чтобы войти в отверстое крестом Господа царство небесное от вас требуются вот какия качества и добродетели: нищета духа, плачь о грехах, кротость, алчба и жажда правды, милосердие, чистота сердца, и проч,; стяжите их и будете в раю. Вот смысл малаго входа с евангелием и пения на нем блаженств евангельских!

   Теперь приступим к объяснению первой заповеди о блаженстве. Блажени, говорит Господь, нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное. Перенесемся мысленно на гору блаженств, на которой Господь поучал собравшихся. Пред Ним стоят ученики Его и простой народ, жаждущий слова Его? Оттого, что он вместе с учениками, неотступно следует за Божественным Учителем и жаждет слова Его? Оттого, что он чувствует свою духовную бедность, нищету, окаянство, и богатством ума и сердца Христова хочет восполнить скудость своего ума и сердца; от богатства милосердия Его получить богатство прощения грехов и покой душам своим; светом Его просветить души свои; от приснотекущаго источника жизни и благодати Его почерпнуть верою животворные струи Его благодати для душ своих. Вот те нищие духом, которых ублажает Сердцеведец, которым усвояет царство небесное; вот те смиренные, которым Господь дает Свою благодать! Но отчего здесь, вместе с народом, нет книжников и фарисеев, этих ученых и учителей еврейскаго народа; отчего нет священников, старейшин, князей? Оттого, что они не сознают своей духовной бедности, своего окаянства, своей слепоты и наготы духовной; они считают себя праведниками, которым будто бы не нужно учиться слову правды у кроткаго и смиреннаго сердцем Учителя Назаретскаго; они думают, что своею мнимою праведностию уже угодили Богу и мечтают занимать первыя места в царстве Мессии. Вот те горделивцы, братия, от которых далеко истинное блаженство и царство небесное; жалкие, они не сознают, что вся правда их пред Богом нечиста и не стоит имени правды потому что проникнута гордостию и тщеславием; — что они рождения ехиднова [2], чада гнева Божия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>