Нравоучение 23

Нравоучение 23-e. 

О том,

что нет более горькой муки, чем лишиться Царствия Небесного

и о том, что добродетельная жизнь, 

а не богатство и власть

делает нас светлыми, богатыми и великолепными. [1]

___

      Здесь, мне кажется, Он разумеет и иудеев, которые являли такие плоды, – почему и напомнил им слова Иоанна, описывая казнь их теми же словами. И тот говорил то же, напоминая им топор, и дерево посекаемое, и огонь неугасимый. И, кажется, здесь одно только наказание, именно сожжение; но если кто внимательнее рассмотрит, тот найдет два наказания. В самом деле, кто сжигается, тот без сомнения лишается и царствия; а это наказание хуже первого. Знаю, что многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, что лишение небесной славы есть мучение более жестокое, чем геенна. Если этого нельзя представить в слове, то нет ничего удивительного; мы ведь не знаем и блаженства вечных благ, чтобы ясно видеть несчастье, происходящее от их лишения. А Павел, который ясно знал это, видел, что отпасть от славы Христа всего ужаснее. Это и мы узнаем, когда будем испытывать на себе.

 8. О, если бы мы никогда не подвергались этому, Единородный Сыне Божий, – если бы никогда не испытали на себе этого нестерпимого наказания! Невозможно ясно выразить, как велико зло – лишиться небесных благ; впрочем, сколько могу, постараюсь и поспешу хотя несколько обяснить вам на примере. Представим себе такого удивительного юношу, который бы с добродетелью соединял царствование над вселенной, и который бы во всем был бы так совершенен, что мог бы во всех возбудить к себе отеческую любовь. Чего, думаете вы, не согласился бы с удовольствием претерпеть отец этого юноши, чтобы только не лишиться его общения? Или, на какое бы несчастье, великое то или малое, не решился бы он, чтобы только видеть и увеселяться с ним? Подобным образом мы должны размышлять и о небесной славе. Поистине, не столько любезно и вожделенно отцу его дитя, как бы оно ни было совершенно, сколько вожделенно получить те блага, разрешиться и быть со Христом (Фил.1,23). Неистерпима геенна и мучение в ней; но если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастьем лишиться той блаженной славы, быть возненавиденным Христом и слышать от Него: «не знаю вас» (Мф.25,12) и обвинение, что мы, видя Его голодным, не напитали. Поистине лучше подвергнутся бесчисленным ударам молнии, чем видеть, как кроткое лицо Господа отвращается от нас и Его ясный глаз не хочет взирать на нас. И, действительно, если Он меня, Своего врага, при всей к Нему ненависти и отвращении от Него так возлюбил, что даже не пощадил самого Себя, но предал Себя на смерть, и если, после этого, не подам Ему хлеба, когда он голоден, – то какими уже глазами буду взирать на него? Но и здесь заметь Его кротость. Он не исчисляет Своих благодеяний, не жалуется на то, что ты презрел столь великого своего благодетеля, не говорит: Я тебя привел из небытия в бытие, вдохнул в тебя душу, поставил тебя владыкой над всем, что находится на земле; для тебя Я сотворил землю и небо, море и воздух, и все сущее; от тебя я был презрен и казался тебе ниже дьявола, но при всем том не оставил тебя: бесчисленные открыл средства для твоего спасения, восхотел сделаться рабом, был бит по щекам, оплеван, заклан, умер позорнейшей смертью; даже на небе за тебя ходатайствую, даю тебе Духа, удостаиваю тебя царства и предлагаю тебе такие благодеяния; восхотел быть твоим главой, женихом, ризой, домом, корнем, пищей, питьем, пастырем, царем и братом; избрал тебя Своим наследником и сонаследником, из мрака привел тебя в область света. Хотя Господь мог сказать это и еще более того, но Он ничего такого не говорит, а упоминает только об одном твоем грехе. Являет и здесь Свою любовь и милосердие, которое имеет к тебе. Не сказал: «отойдите в огонь», уготованный вам, но – «уготованный дьяволу». И прежде говорит о том, чем Его обидели, но и тут упоминает не обо всех обидах, а о немногих. Притом, прежде осуждения оскорбившего Его, Он призывает праведных, чтобы показать, что Он справедливо обвиняет. Какого же мучения не ужаснее эти Его слова? Никто, видя благодетеля своего изнывающим от голода, не презрит его; а если бы и презрел, то после того лучше бы согласился сам с поношением скрыться в землю, чем при двух или трех друзьях слышать обвинение в этом. Что же будет нами, когда перед всей вселенной услышим от Господа подобное обвинение, которого, впрочем, Он не произнес бы и тогда, если бы не хотел оправдать Своего суда? А что Он произнес это обвинение не в поношение грешников, но в оправдание самого Себя и для показания, что Он недаром и не без причины говорил к ним: «отойдите от Меня», – это очевидно из неизреченных Его благодеяний. Если бы Он хотел подвергнуть грешников поношению, то выставил бы все свои благодеяния; а Он говорит только о том, что претерпел.

 _____________________

[1]«Яко горше муки есть, царствия лишится. И яко добродетельное житие светла творит, а не богатство и власть.» (по издан.  Свт. Иоанн Златоуст. «Беседы на Матфея Евангелиста». Ч.1. М., 1781.  Нравоучение 23-е). (См. фото — лист 187).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>