21.1. Мф. гл. 5

         Епископ Михаил (Лузин) 

            Толкование на Евангелие от Матфея. 

      Глава 5-я. 

Нагорная беседа (гл. 5-7). Блаженства (1-16). Учение о законе (17 -20). Ветхозаветные заповеди: о убийстве (21-26), О прелюбодеянии (27 -30), о разводе (31-32) о клятве (33 -37), о мести (33 -37), о любви к ближним (43 -48)

 ________________

       1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

Взошел на гору.  Почему вся эта беседа и называет­ся обыкновенно Нагорною беседой или проповедью Спасителя. Предание указывает на эту так называ­емую гору Блаженства недалеко от Капернаума. Хри­стос взошел на гору, без сомнения, потому, что с го­ры удобнее было проповедовать множеству народа, нежели оставаясь с ним в равнине.

Сел. Это был обычай у иудеев произносить более или менее длинные поучения сидя (Лк. 4, 20; 5, 3; Ин. 8, 2; Деян. 13, 14; 16, 13).

Приступили… ученики.  Не из 12-ти только, но во­обще следовавшие за ним и жаждавшие слушать Его учение.

2.  И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря.

Учил. По сказанию Евангелиста Матфея представ­ляется, что вся эта беседа (гл. 5—7) произнесена за один раз на горе (ср.: 5, 1—8, 1); по сказанию же Евангелиста Луки различные части этой беседы ска­заны были в разное время и по разным случаям (Лк. 6, 20—49; Мф. 6, 9 и далее. Ср.: Лк. 11, 1 и далее; Мф. 6, 25 и далее. Ср.: Лк. 12, 22 и далее; Мф. 6, 7 и далее. Ср.: Лк. 8, 34 и далее). В пояснение этого обыкновенно предполагают или что Евангелист Мат­фей сопоставил в одной длинной речи разные речи,сказанные в разное время по разным случаям, как повествует Евангелист Лука, или что части этой речи, сказанной на горе, были потом повторены Господом и в других случаях (последнее более вероятно). Дело, впрочем, не в том, так или иначе было это, — важнее знать самое учение Господа, чем исследовать, при каких обстоятельствах сказано то или другое. В тех случаях, когда невозможно прямо и положительно определить это, приходится вдаваться в догадки, мало уясняющие дело.

Учил их. «Когда слышишь слова учил их, не ду­май, что Он говорит только к ученикам Своим, но что через учеников говорит ко всем» (Златоуст; ср.: Феофилакт).

Отверзши уста. «Для чего присовокупляет отверзши уста Свои? Это кажется излишне. Нет, ибо Он учил и не отверзая уст, то есть Своею жизнью и чудесами, а теперь учит отверзши уста» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

3.  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны. Какое блаженство здесь разумеется – показывают объяснения, следующие за каждым изречением: блаженны, то есть блаженство Царства Мессии.

Нищие духом. Бедные духом. Быть бедным духом – значит иметь смиренное понятие о своих духовных качествах, уничижать себя, считать грешником; вообще бедный духом есть смиренный – качество, противоположное гордости, тщеславию или самолюбию. «Поскольку Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, то Христос восставляет нас посредством смирения» (Феофилакт; ср.: Златоуст). «Присовокупил – духом, чтобы ты разумел смирение, а не бедность» (Иероним). «Для чего же не сказал Он – смиренные, а нищие? Потому что последнее выразительнее первого». (Златоуст). Таковым принадлежит Царство Небесное (ср.: примечание к Мф. 3, 1), то есть они способны и достойны получить блаженство в Царстве Небесном, ибо смиренный, сознавая свою греховность и недостоинство, вполне предается водительству Божественной благодати, нисколько не надеясь на свои духовные силы, и благодать приводит его к Царству. Смирение есть дверь в Царство Небесное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>