3.10. Беседа 10 (24)

БЕСЕДА  24

Ни правая вера, ни дар чудотворения не приносят пользы при отсутствии добродетели. — Благодать часто действует в недостойных для блага других. — Одна добродетель доставляет безопасность в настоящей жизни. — Праведнику никто не может причинить вред. — Многочисленные труды не приносят никакой пользы порочным.  — Пример апостолов и иудеев показывает силу добродетели и безсилие порока. — Порок безсилен против добродетели. — Жизнь порочного исполнена печали и страха.

____________________

           

 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий

волю Отца Моего Небесного  

(Мф. 7, 21)

  1. Почему Спаситель не сказал: но исполняй Мою волю? Потому, что на первый раз довольно было, чтобы первая мысль принята была слушателями; а последняя была слишком высока для их слабости. Впрочем в первой мысли включается и последняя. Притом и то должно сказать, что воля Сына не различна от воли Отца. Но здесь, кажется мне, Спаситель главным образом касается иудеев, которые все полагали в догматах, а о жизни не заботились. Потому и Павел обличает их, говоря: «вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь Его волю» (Рим.2, 17-18). Но в том нет никакой пользы для тебя, когда не видно того из жизни и твоих дел. Однако же Христос не остановился на указанных словах, но сказал еще гораздо более: «многие скажут мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали» (Мф.7,22)? Видишь ли, как неприметным образом Спаситель вводит и Свое собственное лицо и, кончивши всю беседу, обявляет Себя Судьей? Что наказание постигнет грешников об этом Он обявил выше; а кто будет наказывать, это Он открывает уже здесь. Впрочем, не сказал прямо: Я буду наказывать; но – «многие скажут Мне», через это внушает то же самое. В самом деле, если бы не сам Он был Судьей, то как бы сказал слушателям: «и тогда обявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7, 23), – то есть не только во время суда, но даже и тогда, когда вы творили чудеса? Потому-то и Своим ученикам говорил: «не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что ваши имена написаны на небесах» (Лк.10, 20) . Да и везде Он повелевает иметь великое попечение о жизни. Невозможно, чтобы человек, ведущий добродетельную жизнь и свободный от всех страстей, когда-либо был презрен; хотя и случится ему впасть в заблуждение, Бог тот час привлекает его к истине. Но некоторые говорят, что представляемые Спасителем люди потому не получат спасение, что они притворно исповедуют Господа. Если так, то Спаситель говорит против Своего намерения. В самом деле, Он хочет здесь показать, что вера без дел ничего не значит; распространяя, далее, эту мысль, Он присоединил и чудеса, показывая тем, что не только вера, но даже и чудеса никакой не приносят пользы тому, кто производит их, если нет добродетели. А если бы люди, о которых идет речь, не творили чудес, то Христос никак бы здесь не упомянул о чудесах; с другой стороны – и те не дерзнули бы во время суда сказать Ему о чудесах. Да и сам ответ их, и то, что они говорят в виде вопроса, показывает, что они действительно творили чудеса. Так как они видят конец, совершенно противный их ожиданию, и после того как здесь по своим чудесам для всех были предметом удивлении, а там видят себя определенными к наказанию, то как бы в изумлении и удивлении они и говорят: «Господи, не от Твоего ли имени мы пророчествовали?» Как же теперь Ты отвращаешься от нас? Что значит этот странный и неожиданный конец? Но пусть они удивляются тому, что, сотворивши столько чудес, подверглись наказанию; ты же не удивляйся. Вся эта благодать была ничто иное, как дар Подавшего ее, а те ничего от себя не принесли, почему справедливо и наказываются, поскольку сделались неблагодарными и нечувствительными перед Тем, Который так их почтил, что дал им, хотя и недостойным, благодать чудотворения. Так неужели, скажешь, совершая дела нечестия, они вместе совершал чудеса? На это некоторые говорят, что они не в то время, когда чудодействовали, вели себя нечестиво, но уже после развратились и делали преступления. Но это также совершенно противно намерению Спасителя; Он хотел показать, что ни вера, ни чудеса ничего не значат без добродетельной жизни. То это и Павел говорит: «если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, – то я ничто» (1 Кор.13,2). Кто же, спросишь, те, которых, Иисус Христос, несмотря на их чудотворения представляет достойными мучения? Многие из веровавших получали дары: таков был тот, который изгонял демонов, не будучи последователем Иисуса Христа; таков был и Иуда, потому что и он, будучи злым, имел дар чудотворения. То же можно найти и в Ветхом Завете, то есть, что благодать часто действовала в недостойных, для блага других. Так как не все ко всему были способны, но иные вели жизнь непорочную, а не имели такой веры, другие же напротив, то Господь как первых через последних побуждал являть великую веру, так и последних через этот несказанный дар призывал к исправлению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>