3.11. Беседа 11 (25)

БЕСЕДА  25

Сила учения Христова. Почему за учением следует совершение чудес. Почему Христос исцеляет прокаженного прикосновением руки. Должно иметь в мыслях Бога не только во время болезни, но и при здравии. Для чего Христос порою соблюдает закон, порою не соблюдает. Христос делает с своей стороны все, чтобы привлечь к вере. Благодарность Богу есть лучшее средство сохранить Его благоволение. Должно благодарить Бога за блага, дарованные не только нам, но и другим. Всякий дар Божий велик. Бог благодетельствует часто против воли самого человека. Смирение делает благодарным Богу.

___________________

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его 

(Мф. 7, 28).

   1. Следовало бы, судя по тяжести предложенных заповедей и по высокости повелений, народу болезновать и придти в уныние; но такова была сила Учителя, что Он многих пленил и привел в величайшее удивление, и сладостью Своих слов убедил не отступать от Него и тогда, когда перестал говорить. Даже и тогда, когда Он уже сошел с горы, слушатели все еще не отходили, но все следовали за Ним: вот сколь великую Он внушил любовь к Своим словам! Но они более всего удивлялись Его власти, так как Он Свою речь говорил не от лица другого, подобно пророку Моисею, но всюду показывал, что Сам имеет власть. Так, предписывая законы Он постоянно прибавлял: «Я же говорю вам»; и, напоминая о последнем дне, представлял Себя Судьей, как по отношению к наказаниям, так и по отношению к наградам. Все это, кажется, должно бы было привести слушателей в смятение, в самом деле, если книжники бросали в Иисуса Христа камни, и изгоняли тогда, как Он уже самыми делами доказывал Свою власть, то как бы, кажется, не соблазниться народу теперь, когда Он одними только словами доказывал эту власть и особенно когда эти слова были сказаны в самом начале, прежде чем Он показал на опыте Свою силу? И однако с народом ничего такого не случилось. Так, когда сердце и ум бывают доброго расположения, тогда легко убеждаются словами истины. Вот почему книжники соблазнялись и тогда, когда знамения возвещали о Его могуществе; а теперешние слушатели, и внимая только Его учению, повиновались и следовали за Ним. Это дает разуметь и евангелист в своих словах: «последовало за ним множество народа»; то есть, последовал за Ним не кто-нибудь из начальников и книжников, но те только, которые чужды были лукавства и имели искреннее расположение. Во всем Евангелии видеть можно, что только эти последние прилеплялись к Нему. Так, и когда Он говорил, они безмолвно слушали и ничего не прибавляли к Его словам, не прерывали их, не искушали Его и не искали случая уловить Его, подобно фарисеям; и по окончании проповеди, с удивлением следовали за ним. Обрати внимание на мудрость Владыки, с каким разнообразием Он устрояет пользу предстоящих, когда переходит то от чудес к словам, то от слов к чудесам. Прежде чем взойти на гору, Он исцелил многих, полагая через то путь проповеди; и после окончания этой продолжительной беседы, опять возвращается к чудесам, чтобы самым делом подтвердить сказанное Им. Так как Он учил «как власть имеющий» (Мф. 7, 29), то, чтобы такой образ Его учения не сочли исполненным тщеславия и высокомерия, Он то же самое и делами подтверждает, и как имеющий власть исцеляет болезни, чтобы те, кто видел Его таким образом учащего, не смущались уже после того, как Он с такой же властью совершал и чудеса. «Когда же Он сошел с горы, подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить» (Мф. 8, 1-2). Велико благоразумие и вера пришедшего! Он не прервал учения, не старался протесниться сквозь собрание, но дожидался удобного времени, и подходит уже тогда, когда Христос сошел с горы. И не просто, но с великой горячностью и, как говорит другой евангелист, «падая перед Ним на колени» (Мк.1,40), просит Его, просит с искренней верой и с надлежащими о Нем мыслями. В самом деле, прокаженный не сказал: если попросишь Бога; или: если помолишься Ему; но: «если хочешь, можешь меня очистить». Не сказал также: Господи, очисти; но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление, и свидетельствует о Его высочайшей власти. А что если мнение прокаженного, скажут, было, погрешительно? В таком случае Христу надлежало бы его опровергнуть, изобличить и исправить. Но сделал ли это Он? Нет, но напротив, все слова прокаженного Он подкрепляет и утверждает; потому-то и не сказал: очистись, но – «хочу, очистись», – так что это понятие о могуществе Христа становится уже не мнением прокаженного, но мыслью самого Христа. Апостолы не так говорили; как же? Когда весь народ изумлялся, они говорили: «что смотрите на нас, как будто бы мы своей силой или благочестием сделали то, что он ходит» (Деян.3,12)? Господь же, хотя часто со скромностью говорил, и притом много такого, что ниже Его славы, но здесь, чтобы утвердить мысль о Своем могуществе, Он говорит перед слушателями, изумляющимися Его власти: «хочу, очистись!» Хотя и прежде творил многие и великие чудеса, но как известно, таким образом никогда не говорил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>