9.3. Мф. 7; Лк. 6

Евангелие от Матфея

глава 7

 

    И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?  (Мф. 7, 3)

  …Это общий недуг — быть не только слепым для собственных своих грехопадений, зорким же для проступков ближнего, но себе отыскивать принужденное оправдания, для других же быть строгими и неумолимыми судьями. Действительно освободившиеся от самолюбия… греша, произносят и себе самим тот же приговор, какой произнесли бы и ближним, и исправляют себя покаянием. Этому строгому испытанию подвергая нас, Христос сказал: Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего?.. Не надлежит быть строгим судьею к других тому, кто невнимателен к собственным своим недостаткам.

    Не давайте святыни псам и не бро­сайте жемчуга вашего перед свиньями… (Мф. 7, 6).

  …Остерегайся неприявших тайноводства и недостойных слышать Божественное слово. Иные из них нередко даже сме­ются над тем, что выше всякой похвалы. А кому позволительно, тем говори, по­тому что, по Божественному изречению, не псам и не человекообразным свиньям должно давать святое, но ведущим еван­гельскую жизнь.

Непозволительно как неосвященным слышать священное, так и оскверненным проникать взором в святилище? закон этого не дозволяет, лучше же указать, это запрещает Божественное слово:.. Не давайте святыни псам (Мф. 7, 6). …Достойно удивления Божествен­ное изречение: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его но­гами своими и, обратившись, не растер­зали вас (Мф. 7, 6) — слово Божие свя­то и подлинно самый драгоценный би­сер; псы же и свиньи суть погрешающие не только, в догматах, но и в деятельной жизни; и попирание — раздор и состяза­ние об этом покушающихся извратить правоту догматов и оскорбляющих до­блестное житие; а растерзание — пренеб­режение и поругание живущими непра­во… Утверждают, что Господь повелевал не давать и священства непотребным и нечистым, чтобы не осквернили его и не стали нападать на рукоположивших… И если будут говорить, что запрещает совершать Божественное Крещение над теми, доторые притворно приступают к вере, но не оставляют своих занятий, — также не спорь.  Итак, если вы, будучи злы, умеете дая­ния благие давать детям вашим, тем бо­лее Отец ваш Небесный даст блага про­сящим у Него (Мф. 7, 11).

Велика благость Божия и человеческая жестокость… Евангельское слово, челове­ческую доброту сравнивая с Божиею благостию, справедливо назвало ее лу­кавством… не природу обвиняя в лукав­стве, ибо написано: Благотвори, Госпо­ди, добрым и правым в сердцах своих (Пс. 124, 4), и еще: Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе (Мф. 12, 35), но, сравнивая только благость человеческую с Божией, назвало ее лу­кавством.

    Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12).

…Естество человеческое само в себе имеет точное и неподкупное судилище добродетелей… но поскольку естество на­ше пало и омрачило в себе черты добро­детели, то дан был закон писаный. А так как и он был нарушаем, то ис­правление: было поручаемо лику проро­ков. Когда же они стали отрекаться, го­воря: Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51, 9), приходит на зем­лю Тот, Кто и в естество вложил семе­на добродетели, и научал законом, и проповедовал через пророков. Поэтому, с пришествием Небесного Царя стало необходимо, чтобы узаконены были дог­маты, приличные Небу; и в священных Евангелиях предписан был образ жизни соответственный и угодный более анге­лам, нежели  людям.

…Если в себе самом имеешь правило добродетели, то не ищи его у других, но пользуйся домашним сокровищем.

   Не может дерево доброе приносить плоды худые (Мф. 7, 18).  …Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы, можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? (Иер. 13, 23)… Если научились, то есть возможность и отучить себя.., не одно и то же — не мочь и впредь не возмочь;  но одно указывает на время настоящее, в которое ленивый ленив, а другое — на время будущее, в которое ни к чему прежде не годный может сде­латься достойным уважения, об этом гла­сят ежедневно сменяющиеся события; ясно же подтверждают это и Писания… Если кто под руководством высшей си­лы захочет потрудиться и все приведет в движение, то он и научится, и плод принесет, и спасется.

…Подвижник добродетели в самом подвиге обучается добродетели и позна­ет, что она всего полезнее, всего благо­приличнее, всего более охраняет нас и Узаконена на пользу… Сказанное: Не может… дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 18) Не уничтожает силы покаяния, но осмеивает коснение в де­лании зла. Что пребывает злым, то не может приносить плодов добрых, но пременившись    в    добродетель — принесет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>