Беседа 9 (Мф. 5, ст. 11 и 16)

 

Б Е С Е Д А   9.  

Блажени есте, егда поносят вам,

и ижденут, и рекут всяк зол глагол

на вы лжуще, Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся,

яко мзда ваша многа на небесех.    

 Матф. 5, ст. 11 и 12.

    Спаситель Христос, в изложенных доселе осьми блаженствах показавши, какия должны иметь свойства все верующие в Него, дабы истинно участвовать в царствии небесном, обращает речь Свою особенно к Своим ученикам, которых Он избрал на важнейшее и многотрудное служение Апостольское. Как учение небесной истины, которое они должны были проповедывать миру, погруженному тогда в глубокой тьме неведения Бога и добродетели, по самому существу своему, естественно, противоборствовало заблуждшей, но и в самом заблуждении своем гордой земной мудрости лжеименнаго ума человеческого, и вкоренившемуся владычеству нечестия, страстей и всякаго рода беззаконий: то всеведущий Спаситель предсказывает им, что не токмо язычники, но и самые единоплеменники их — Иудеи, из ненависти к их Учителю, воздвигнут на них гонение, будут преследовать их презрением и поношением добраго их имени, будут осыпать их клеветами всякаго рода, назовут их злодеями, недостойными жизни, и пронесут повсюду имя их, яко зло, Сына человеческаго ради.

Святый Златоуст, изъясняя сие место Евангелия, делает свое замечание, основанное на глубоком познании сердца человеческаго. Презрение и поношение, говорит сей Отец, паче всего поражает сердце наше. В других страданиях есть многое, что облегчает труд и болезнь. Великодушное терпение всех других напастей, и самой смерти, в глазах многих представляется делом славным и достойным похвал. Но в презрении и поношении страдалец лишается всякаго земнаго утешения. Посему-то редкие из самых терпеливейших переносят их. Одна только вера и любовь к распеншемуся за нас Господу Иисусу может даровать сердцу Христианина силу к претерпению ради Его сего искушения. И сей-то жертвы Спаситель, из любви к роду человеческому пожертвовавший Своею Божественною славою, для возвращения человекам потерянной ими грехом славы Божией, требует от тех наипаче, которых Он избрал быть столпами Церкви верующих, подобно как Он древле потребовал Себе в жертву Исаака от Отца верующих (Быт. 22). Спаситель требует от них сей жертвы, и то самое, что сыны века сего считают величайшим для себя несчастием, силою Креста Своего обращает в источник истиннаго их блаженства: блажени есте, говорит Он, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. То самое, что для сынов века сего бывает причиною несносной печали, для приобщившихся истинно спасительным страстям Христовым, есть источником радости и веселия: возрадуйтеся в той день, и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небесех (Луки 6, ст. 23). На земле нет для них ни награды, ни утешения; но за то преизобильная награда уготована им на небесах. Но мы, братие, не должны думать, чтоб любообильный Спаситель любимых Им чад Своих, столь близких к сердцу Его, оставлял в сей жизни без всякаго утешения, и отлагал всю награду за их подвиги до будущаго века. Иначе бы не сказал Он: возрадуйтеся и взыграйте в той день, когда преследуют вас; ибо сие было бы не возможно. Царствие небесное и радость небесная внутрь нас есть, по словам Спасителя (Там же 17, ст. 21). К ищущим Его царствия Он глаголет: се гряду скоро, и мзда Моя со Мною есть (Апок. 22. ст. 12). Коль скоро Он премилосердый благодатно Своею посетит сердце верующаго; тогда же исполняет оное радостию неизглаголанною и прославленною (1 Петр. 1, ст. 8), препобеждающею все скорби крестной жизни. В будущем век только совершится небесная радость Святых, и ныне сокровенная в сердцах их, — тогда откроется во всей полноте своей. Посему-то Апостол Павел говорит о себе: мы есмы яко скорбяще, присно же радующеся (2 Кор. 6, ст. 10). Посему-то Апостолы, когда призваны были в сонмище Иудейское, и Иудеи бывше их запретиша им не глаголати о имени Иисусове: Они же идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти (Деян. 5, ст. 40 и 41).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>