20.7 «Исполнение Евангельских заповедей»

Святоотеческая традиция

умного делания 

в духовном опыте Святителя Игнатия,

епископа Кавказского

 

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра Нравственного Богословия

ДУХАНИН Валерий Николаевич

Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия

Сергиев Посад
2000 г.

***

ИСПОЛНЕНИЕ   ЕВАНГЕЛЬСКИХ   ЗАПОВЕДЕЙ.

 

   Умное делание имеет непосредственное отношение к Евангелию, его заповедям, к исполнению всех добродетелей в духе Евангелия. Умное делание возводит человека ко Христу, приобщает Духу Христову, удостаивает видения света Христова, а по свт. Игнатию, Христос узревается только в Евангелии. “Желающий узреть Христа, да очистит ум и сердце покаянием! Он узрит в Евангелии Христа, истинного Бога Спасителя падших человеков; узрит в Евангелии, какие свойства должен иметь ученик Иисуса, призванный научиться кротости и смирению у Самого Господа. В этих Богоподражательных добродетелях он найдет блаженный покой душе своей” 208. Восходя посредством умного делания ко Христу, нам со всей необходимостью должно исполнять заповеди Христа.
Свт. Игнатий, вопреки учению современных ему мистических обществ, вопреки и католической мистике, обращает внимание на то, что Христос должен быть видим не в воображении, не в мечтательности, но в исполнении Его заповедей, в исполнении Евангелия. Необходимо так изучить Евангельские заповеди, чтобы они усвоились уму, чтобы исполнение их обратилось в навык. Тогда Господь является не чувственно, является духовно, в преображении души исполнителя заповедей, его узревает христианин духовным оком 209. И любовь наша к Нему должна выражаться не в возбуждении неочищенных чувств сердца, а именно в исполнении Его заповедей, первейшая из которых – покаяние 210. Лишь в обращении евангельских добродетелей в навыки можно научиться любви к Богу, так как “свойственно любящему с точностью исполнять волю любимого” 211. Пребывать в любви к Господу, значит, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу, по заповедям Его направить мысли, чувства, всю деятельность, волю Иисусову поставить выше своей  212.
О теснейшей связи умного делания и заповедей Евангелия свт. Игнатий говорит так: “Единственно на нравственности, приведенной в благоустройство Евангельскими заповедями, единственно на этом твердом камне Евангельском, может быть воздвигнут величественный, священный, невещественный храм Богоугодной молитвы” 213. “Исполнение Евангельских заповедей настраивает ум и сердце к чистой, исполненной умиления молитве, а истинная молитва направляет мыслить, чувствовать, действовать, по заповеданиям Евангелия” 214. Поэтому свт. Игнатий всегда замечает существенную разницу между добродетелями падшего естества и добродетелями евангельскими. Добродетели падшего естества могут совершать и язычники, и магометане, и все, чуждые Христа – это обычное человеческое добро, которое человек совершает сам по себе, без Бога. Для спасения души добра падшего естества недостаточно, недостаточно именно потому, что Христос здесь не нужен, здесь присутствует свое “я” человека, без веры в Бога 215. Для достижения жизни вечной “добродетели христианина должны истекать из Христа, из обновленного Им человеческого естества, а не из естества падшего … престанем проводить жительство по указаниям нашего падшего разума, по влечению нашего падшего сердца! Начнем проводить жительство по указанию Евангельских заповедей, по требованиям воли Божией” 216.
Свт. Игнатий указывает на такой важный момент во всем умном делании, обретаемый в исполнении Евангельских заповедей, как зрение греха своего: “Подвижник, только что начнет исполнять их (Евангельские заповеди), как и увидит, что он исполняет их весьма недостаточно, нечисто, что он ежечасно увлекается страстями своими, то есть, поврежденною волею, к деятельности воспрещаемой заповедями” 217. Исполнение заповедей открывает в человеке падшесть естества, внутреннюю неустроенность, которых он доселе не видел, рождает в нем плач к Богу. Именно от этого видения рождается в душе христианина нищета духовная, сердце сокрушенное и смиренное — плод умного делания. Тогда христианин, в надежде получить исцеление от греховных язв, смиренно причисляет себя к упоминаемым в Евангелии прокаженным, расслабленным, слепым, хромым, беснующимся, которых исцелял Господь 218. Потому так важно рассматривать себя по Евангельским заповедям, насколько мы исполняем их, поверять Евангелием каждый свой помысл, каждое действие 219. “Заповеди Евангелия, — говорит свт. Игнатий, — возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они зиждут христианина в храм Божий; соделав его храмом Божиим, поддерживают в этом благодатном, сверхъестественном состоянии” 220.

__________________________

208 Аскетические опыты. Т. I. С. 410. Как говорит св. Марк Подвижник, “Господь сокровен в заповедях Своих и ищущими Его обретается по мере исполнения их”. Согласно св. Марку, в Крещении нам дарована благодать Духа Святаго, но воздействует она в нас по мере исполнения нами заповедей Христовых (Наставления // Добротолюбие. Т. 1. С. 490, 536, 543).
209 Приношение современному монашеству. С. 32. Согласно св. Исааку Сирину, “заповеди Божии выше всех сокровищ мира. Кто стяжал их, тот, внутри себя обретает Бога” (Слова подвижнические. С. 293).
210 Аскетические опыты. Т. I. С. 105-106
211 Аскетические опыты. Т. I. С. 130
212 Аскетические опыты. Т. II. С. 308-309. Так учит об этом св. Исаак Сирин:”Любовь может быть приобретена после душевного здравия; а душа, не сохранившая заповедей, не есть здравая” (Слова подвижнические. С. 242).
213 Аскетические опыты. Т. I. С. 226. Интересна при этом мысль св. Макария Великого, что если кто принуждает себя только к молитве, а не к исполнению и всех заповедей Господа, то такому иногда дается отчасти благодать молитвенная, но по нравам своим остается он таким, каким был прежде (Духовные беседы. С. 166, 454). “Мысли твои, — наставляет прп. Антоний Великий, — постоянно должны быть заняты Божественными заповедями, которые старайся и исполнять всеми силами, не оставляя ни одной, чтоб иначе душа твоя не сделалась вместилищем всех нечистот” (Устав отшельнической жизни // Добротолюбие. Т. 1. С. 105).
214 Аскетические опыты. Т. I. С. 145-146
215 Аскетические опыты. Т. I. С. 502-503. Приношение современному монашеству. С. 46-47. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 471. В подтверждение этой истины свт. Игнатий приводит слова прп. Варсонофия Великого, что для исполнения воли Бржией нам  должно отвергнуть не только волю демонов, но и волю своего естества (Руководство к духовной жизни. С. 44-45). Об этом учил еще прп. Антоний Великий, что в сердце человеческом действуют три воли: от дьявола, от самого человека и от Бога; к первым двум Господь не благоволит (Наставления // Добротолюбие. Т. 1. С. 57). Весьма интересна мысль св. Марка Подвижника: “Всякое доброе дело, которое делаем мы естественными нашими силами, хотя удаляет нас от противного. но без благодати не может приложить нам освящения” (Наставления // Добротолюбие. Т. 1. С. 540). По прп. Максиму Исповеднику, Бог принимает лишь то, что ради Христа делается (Сотни глав о любви // Добротолюбие. Т. 3. С. 203-204). Согласно св. Исааку Сирину, ко всякому истинно доброму делу посредниками для нас бывают Крещение и вера, посредством которых мы призваны Господом на дела благие (Слова подвижнические. С. 8). Обратим при этом внимание и на следующие слова прп. Иоанна Лествичника: “Добродетели многие даровал Он (Бог) нашей природе, из которых известны следующие: милостыня, ибо и язычники милосердствуют; любовь, ибо часто и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают; вера, ибо все мы от себя ее порождаем; надежда, потому что мы и взаим берем, и взаим даем, и сеем, и плаваем, надеясь обогатиться. Итак, если, как мы здесь показали, любовь есть добродетель естественная нам, а она есть союз и исполнение закона: то значит, добродетели недалеки от нашего естества… Но что касается до чистоты, безгневия, смиренномудрия, молитвы, бдения, поста, и всегдашнего умиления: то сии добродетели выше естества. Некоторым из них научили нас люди; другим Ангелы; а иных учитель и дарователь есть Сам Бог Слово” (Лествица. С. 191-192). Но должно заметить, что, хотя христианину необходимо жизнь свою устраивать по добродетелям евангельским, часто путь к этому пролегает чрез добродетели естества. Добродетели естества тогда обретают ценность, когда утверждаются в Боге, ради Христа совершаются, иначе они останутся добродетелями естества именно падшего.
216 Аскетические опыты. Т. II. С. 330-331
217 Аскетические опыты. Т. I. С. 308. Аскетические опыты. Т. II. С. 369-370
218 Аскетические опыты. Т. I. С. 109
219 Аскетическая проповедь. С. 59. Приношение современному монашеству. С. 32
220 Аскетические опыты. Т. I. С. 507

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>