Беседа 14 (Мф. 6, ст. 7 — 15)

 

Б Е С Е Д А  14

 

Молящеся же не лишше глаголите,

якоже язычницы: мнят бо яко во

многоглаголании своем услышани будут.

Не подобитеся убо им: весть бо Отец ваш,

ихже требуете, прежде прошения вашего. 

Матф. 6, ст. 7 и 8.

     Еще о молитве, братие, которой хощет нас научить всеблагий Спаситель наш, как такому святому деланию, которое Богомудрии Отцы Церкви весьма справедливо называют Матерью всех добродетелей Христианских без которой не можно получить ни единаго дара от Отца небеснаго, не можно совершить ни единаго истинно добраго дела. Одни только злыя и суетныя дела производятся без молитвы, без которой не можно сделать ни одного шагу в истинной Христианской и Богоугодной жизни, — а с приобретением молитвы мы приобретаем все, приобретая себе премилосердаго Отца небеснаго, всегда готоваго изливать благословения Свои сердцу истинно молящагося Ему.

В прошедшей беседе слышали мы, как попечительнейший о спасении нашем Господь Иисус, остерегая нас от лицемерной и бесплодной молитвы иудеев, заповедует нам молиться, входя во внутреннюю клеть сердца нашего, и, затворив в него вход всем помышлениям мира и плоти из сокровенной глубины души взывать к ведущему вся тайная Отцу нашему небесному. Продолжая учение о молитве, Он дает нам заповедь не говорить лишняго в молитве, остерегая от суетнаго обычая язычников, которые думают, что во многоглаголании своем услышаны будут. Многоглаголание, охуждаемое здесь Спасителем, не то означает, когда кто много и долго молится; ибо нам заповедует Евангелие не только долго и часто, но непрестанно молиться (Луки 18, ст. 1; 1 Солун. 5, ст. 17).

Истинный Учитель молитвы запрещает многоглаголание язычников, которые, не зная единаго Всемогущаго Творца и Всеведущаго Промыслителя Бога, наделали себе многих ложных богов по множеству страстей и суетных жаланий своих. Они, призывая ложных богов своих, думали вразумить их о своих нуждах многими словами, и преклонить ко услышанию молитв своих, или красноречивыми выражениями, или громкими и продолжительными воплями. Пример таковаго бесплодного многоглаголания видим мы в Св. Писании во дни Илии пророка, когда жрецы Вааловы, ристая около жертвенника, просили его послать огонь с неба, и от утра до вечера кричали: послушай нас, Ваале, послушай нас; но не бе гласа, ни послушания (3 Царств. 18, ст. 26). От сего-то суетнаго многоглаголания, как совсем несвойственнаго верующим во единаго истиннаго Бога, знающаго вся, остерегает нас Спаситель, и хощет, чтобы души наши и всегда, а наипаче во время молитвы, не раcсеявались в выражениях многоразличных желаний временных и земных благ, часто для нас бесполезных, а иногда и вредных; и чтоб мы молились не столько гласом уст, сколько гласом сердца. Ибо истинныя нужды наши Отец небесный знает и прежде прошения нашего.

Но ежели сие так, то для чего ж и молиться, может быть, скажут некоторые? Не для того мы должны молиться, чтобы открыть Богу наши нужды, который Ему известны, но чтоб открыть для Него наше сердце. Сердце наше, доколе мы не обращаемся к Богу в истинной молитве, есть открыто для всех похотей мира и плоти и для пагубных внушений врага спасения нашего — духа злобы; но закрыто для спасительных в нем действий благодати Духа Святаго. — Подобно как когда мы не обращаем телесных очей к солнцу и закрываем их от входа в них лучей его, тогда и при полном сиянии солнца остаемся во тьме и мраке. Точно так, доколе мы не обращаемся сердцем нашим к Богу в молитве, дотоле душа наша остается в глубокой тьме неведения самой себя и Бога, при всегдашнем сиянии истиннаго духовнаго Его света. У нас нет ни животворнаго света сего, ни сил к творению истинно добрых дел. — Они у Бога, Источника жизни и света, от Котораго единаго Отца светов снисходят всяко даяние благо и всяк дар совершен (Иаков. 1 ст. 17); но снисходят тогда, когда мы их искренно желаем, и испрашиваем у Него молитвенным к Нему обращением сердца нашего. Посему-то Иисус Христос говорит негде: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзается (Матф. 7, ст. 7, 8).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>