Беседа 15 (Мф. 6, ст. 16-18)

Б Е С Е Д А   15

  

Егда же поститеся, не будите, якоже

лицемери сетующе: помрачают бо лица своя,

яко да явятся человеком постящеся:

 аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою. 

Матф. 6, ст. 16.

 

        Молитва и пост, по словам святых Отцев, самым опытом познавших путь спасения, суть два крыла, которыми души наши возносятся от земли на небо к Богу. Как птице без крыл не можно подняться от земли на воздух: так и душе нашей без молитвы и поста нельзя перейти из жизни плотской, земной, греховной, в жизнь духовную, небесную, святую. Одно крыло птице недостаточно для свободнаго летания по тверди небесной: так ни молитва без поста, ни пост без молитвы недостаточны Христианину для жития по духу Евангелия. Посему-то Спаситель Христос, после учения о истинной молитве, тотчас излагает учение о истинном посте. Когда поститесь, говорит Он, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачным лица, чтоб показаться людям постящимися.

Уныние в посте есть чувство сластолюбцев и плотоугодников, которые сретают оный как неприятеля своего сластолюбия, и спасительное время поста считают для себя самым скучным. Лицемерные постники, имея сердце сластолюбивое, и питая в душе своей ненависть к посту, под личиною онаго стараются скрыть сие злое чувство. И ежели постятся, то не для того, чтоб очистить душу и тело свое от страстей, а для того только, чтоб пред взорами людей показаться постниками, и восхитить у них славу поста. Спаситель на таковых лицемерных постников произносит праведный суд Свой: аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою. Они получают то, чего желали — удовлетворяют своему тщеславию. Но сердце их и после поста остается таким же, каким было прежде, — нечистым вертепом страстей и грехов.

Ты же, постяся, говорит Иисус Христос, помажи главу твою, и лице твое умый: яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, Иже во тайне: и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве (Матф. 6, ст. 17 и 18). Древние жители востока имели обычай во дни радости и веселия помазывать главы свои благовонными веществами, и с особенным тщанием умывать лица свои, а во дни печали и сетования посыпали главы свои пеплом и лиц не умывали. Спаситель не то нам заповедует здесь, чтоб мы во время пощения в самом деле умащали главы свои благовонием и заботились о умовении лиц своих. Излишния попечения о украшении тела и всегда неприличны Христианину, тем паче во время поста. Но Он хощет, чтоб мы сие время, как вожделенные дни очищения и спасения душ наших, сретали с радостным сердцем, и вступали в поприще поста не с унылым, но с бодрым духом; подобно как мужественный воин вступает в подвиг брани с душею твердою. Хощет, чтобы пост наш был истинный, котораго отличительное свойство состоит в том, что он и начинается, и продолжается пред очами Отца небеснаго. Истинный постник начинает пост свой строгим воздержанием от всякаго излишества в пище и питии для того, чтобы всею душею своею обратиться ко Господу. Ибо когда тело с насыщением упитано, тогда душа не способна заниматься Богомыслием. Но воздержание тела от брашен останется бесплодным, ежели не будет при посте воздержания ума от суетных мирских помышлений, и воздержания сердца от греховных пожеланий и похотей. Очи Господа видят вся тайная сердец наших. Он не благоволит к воздержанию тела от брашен, когда душа, открытая пред взорами Его, не воздерживается от злых деяний. А для сего внутренняго поста души самыя действительнейшия средства, по наставлению святых Отцев, суть беспрестанная сердечная ко Господу молитва, которая всегда есть неразлучная спутница истиннаго поста, любовное ко всем ближним нашим расположение и посильное им благотворение, а наипаче милостыня. Посему-то Богомудрии Отцы под символом помазания при посте глав наших и умовения лиц разумеют умащение душ наших благими делами любви и милосердия и омовение сердец наших молитвенными слезами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>