(Иак. 2, 26) архиеп. Никифор (Феотокис) «Вера без добрых дел…»

 Беседа о том, что вера без добрых дел бесполезна.

      Вера во Христа оправдала нас: Бог примирился с нами: кровь Иисуса Христа, излиянная на кресте, избавила нас от гнева Божия и мучения: смерть Иисуса Христа соделала нас из врагов другами Божиими: воскресение Его из мертвых впечатлело в сердцах наших упование вечнаго спасения, упование непосрамляющее, т. е. твердое и несомненное. Вот чему Богоглаголивый Апостол научает нас в нынечтенном своем послании! А когда так, скажете вы, то какая нам нужда в добрых делах, которыя соединены с толикими подвигами, трудами и злостраданиями? Вера во Христа спасает, следовательно добрые дела не нужны. Но справедливо ли сие заключение? Кто из частных предложений делает общия заключения, тот весьма явно погрешает. Основанием веры почитается не одно или два слова, но все Священное Писание. Все слова онаго суть как бы некоторыя части или члены, из которых составляется одно целое тело: сие то целое тело есть основание веры. И как тот ошибается в умствования своих, кто, смотря на один перст, или на руку, или на ногу, или на другой какой нибудь телесной член, делает заключение о стройности всего тела, или о красоте онаго, или о силе: так точно погрешает и тот, кто, читая одну какую-нибудь часть Священнаго Писания, заключает оттуду о учении, о законе и о цели всего Писания.
Разсмотрите и другия слова Божественнаго Писания, и вы уверитесь, что добрыя дела для нас столько нужны, что без оных и самая вера во Христа нимало не пользует. Естьли вы испытаете Священное Писание, то услышите там тогоже самаго Павла, вышеречеменному поучающаго, вопиющаго и глаголющаго: «по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго Суда Божия.» (Рим. 2, 5) «Иже воздаст коемуждо по делом его:» (ст. 6) услышите и Иакова там вещающаго: «кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать, еда может вера спасти его?» (ст. 6) (Иаков. 2, 14) Там увидите в притчах Евангельских, имеющих брачное одеяние, т. е. одеяние добродетели, седящих за небесною трапезою и ликующих с Царем: а не имеющаго сего брачнаго одеяния, т. е. лишеннаго добрых дел, связана по рукам и ногам, и ввержена «во тьму кромешную, идеже плач и скрежет зубом.» (Матф. 22, 13) Там увидите пять дев мудрых, которыя потому, что взяли елей в сосудех со светильники своими, взошли на браки: и пять юродивых, которыя, поелику не взяли с собою елеа, не только нашли дверь брака заключенную, но и услышали жениха глаголющаго, яко он не весть их. (Матф. 5, 4) Там увидите, что получивший пять талантов, и приобретший чрез них другие пять, также и получивший два, заслужили похвалу и вошли в радость Господа, а приемый един талант, и не приумноживый онаго, но скрывый, осужден и ввержен «во тьму кромешную, идеже плачь и скрежет зубом:» (Там же ст. 30) там увидите страдальца Лазаря «на лоне Авраамли:» (Лук. 16, ст. 12) а жестокосердаго богача во аде и в пламени мучительном. Там, наконец услышите и сей глас Творца твари, Судии живых и мертвых, не в притчах, но явственно возвещающий: «приити бо имать Сын человеческий во славе Отца своего, со Ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его.» (Матф. 16, ст. 27) Какое убо правое суждение может удостоверить нас в том, что добрыя дела не нужны к получению спасения? Паче же какое правое суждение не удостоверяет нас в том, что добродетель необходимо нужна ко спасению? Ежели допустить, что и без добрых дел им можем спастися, то где будет Божие правосудие? Ежели Бог спасет равно как целомудраго, так и распутнаго, как милосердаго, так и жестокаго, как смиреннаго, так и гордаго, как воздержнаго, так и предавшагося чревоугодию: ежели Бог равно спасет как облеченнаго в одеяние добродетели, так и нагаго неимеющаго никаких добрых дел: то как можно почесть Его праведным? Как Он «возлюби правды, правоты виде лице его? Как возлюби правду и возненавидь беззаконие?» (Псал. 10, 7) Ежели добрыя дела ни мало не служат ко спасению человеческому, то не нужны столь подробные законы данные на горе Синайской, не нужны десять заповедей, излишны нравоучительныя проповеди Пророков, излишны нравственныя законоположения Евангелия, тщетны самые ужасы и страхи, каковые Единородный Сын Божий Богочеловек Иисус произрек на грешников. Видите ли, какия нелепыя, или паче Богохульныя мысли раждаются в том, кто признает за истину, что вера одна спасает, а добрыя дела бесполезны!
Добрыя дела суть доказательство веры: «аще ты веру имаши, покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от моих веру мою.» (Иак. 2 ст. 18) Вера без добрых дел есть вера бесовская и бесполезная потому, что «и беси веруют и трепещут» (Иак. 2, ст. 19) но без всякой пользы. Сему научает нас Иаков брат Божий, которой показав сперва, что и Авраам, «от дел оправдася» возложив Исаака сына своего на жертвенник: (тамже ст. 21, 22) и что самая вера его от дел же получила совершенство: что и Раав также оправдалася от дел, «приемши сходников» (ст. 25) т. е. посланных соглядатаев: потом выводит отсюда два заключения: первое: «зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя?» (ст. 26) Второе, что вера без добродетели мертва, так как тело без души: «якоже убо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть.» (ст. 26) Сверх сего мы слышим, что и сам Спаситель мира, имеяй паки приити судити живых и мертвых, не сказал: и изыдут веровавшие в воскрешение живота, а неверовавшие в воскрешение суда: но, «и изыдут сотворшии благая, в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда.» (Иоан. 15, 29) Сии слова заключают в себе великий смысл: они сказаны Господем о судимых верных, а не неверных, которые воскреснут не на суд, но на осуждение: «ибо не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия.» (Иоан. 3, 18) После сего кто может сомневаться в том, что одна вера не спасает человека?
Но может быть вы скажете, какое достоинство, какую силу и цену имеют добрыя наши дела? Правда, они со стороны нашей, по несовершенству их, суть «якоже порт нечистыя» (Исаии 64, 6) как сказал Пророк Исаиа, а со стороны Бога суть ничто: ибо какую нужду имеет Бог во благих наших? Никакой: «яко благих моих не требуеши» (Псал. 15, 2) вопиет псалмопевец: притом есть ли какое сходство между Божиим мздовоздаянием и нашими добрыми делами? Мздовоздаяние есть вечное царствие, а труд дел есть временный. Посему Павел сказал: «непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас.» (Рим. 8, 18) Поистинне малы и слабы наши добрыя дела в отношении к величию Божию: поистинне они недостойны вечнаго награждения: однакож посредством их человек выходит из противуестественнаго состояния греха, и восходит в естественное состояние невинности, делаясь таковым, каковым вышел из рук Божиих. Таким образом он являя в себе красоту, велелепие и святость образа Божия, заставляет людей удивляться всемогуществу и премудрости Создателя, как воспевает Царе пророк: «удивися разум твой от мене:» (Псал. 138, 6) заставляет их славословить и хвалить вседержительную Его благость, якоже Он сам рек: «яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже есть на небесех.» (Мат. 5, 16) Так, добрыя дела наши неравны воздаянию Божеския славы: однакож поелику человек посредством их изъявляет Богу свое повиновение, любовь, благоговение и служение, поелику, говорю, он посредством их жертвует Ему всеми своими силами, какия получил от Него к добротворению: то Бог, не смотря на несовершенство дел, а взирая на одно расположение души, награждает по беспредельной своей благости, приносящих Ему святую и благоугодную жертву Божественных добродетелей, вечными воздаяниями.
Но выслушайте и другое доказательство, объясняющее отношение добрых дел наших к имеющему быть воздаянию. Будущее воздаяние состоит в вечном соединении со Иисусом Христом. Сему научает нас Богодухновенный Павел: «восхищени будем, говорит он, на облаце в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем:» (1 Сол. 4, 17) соединившись же с Ним, прославимся и воцаримся с Ним во царствии Его в век века. Он есть сам в себе чистота, и сущая святость: и добродетельные люди чисты и святы, только в такой степени, до которой может возвысится человеческое естество, Им сотворенное. Он чист и свят по естеству, а сии по благодати. Его чистота и святость суть неизмеримы и безпредельны: и святость и чистота человеков имеют известную степень и суть ограниченны, но суть однакож чистота и святость. Вот то отношение, вот тот союз, который соединяет навсегда чистейшаго и пресвятаго Бога с людьми чистыми и святыми!
Ежели же одна вера не имеет довольной силы спасти нас, но имеет нужду в добрых делах: то что значит, спросите, оправдание от веры, мир с Богом, свобождение от гнева кровию Иисус Христовою, и прочее, что мы сего дня слышали от Богодухновеннаго Павла? Вот что: конечно страдание и смерть Иисуса Христа примирили род человеческий с Богом, свободили оной от гнева и наказания, какое было приготовлено для него за прародительское преступление, и соделали всех верующих во Христа праведными: поелику же сей общий мир с Богом, сие свобождение от наказания, сие оправдание и усыновление всякой человек получает посредством святаго крещения, спогребаясь и совоскресая Христу: «вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, ст. 26, 27) посему ежели мы будем свято соблюдать дар усыновления, украшая душу свою добродетельми, то будем иметь мир с Богом, свободу от наказания, оправдание и наследие небеснаго царствия, яко «чада Божия, и наследницы убо Богу, снаследницы же Христу.» (Рим. 3, ст. 17) Ежели же по толиких дарах будем утопать во грехах не взирая на великое Божие милосердие, то горе нам! «Отверглся кто, говорит Павел, закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает. Колико мните горшия сподобиться муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый?» (Евр. 10, ст. 28)
Но скажете: есть ли хотя один такой человек, которой бы по крещении сохранил душу свою чистою от скверны греховныя? «Кто бо чист будет от скверны?» Никтоже: аще и един день житие его на земли.» (Иов. 14, 4, 5) Посему скажете, что оправдание от веры, мир, свобода, крещение и усыновление никому не приносят пользы, разве токмо младенцам, умирающим вскоре по крещении, и потому не имевшим времени обезчестить своими делами великаго дара усыновления? Не говорите сего: нераскаянны бо суть дары Божии: они полезны и о соделании грехов, естьли только мы в них покаемся. «Не имамы бо Архиереа не могуща пострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха. Имущее убо Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания. Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, яко да приимем милость, и благодать обрящем, во благовременну помощь.» (Евр. 4, 13 — 16) Естьли убо мы покаемся и, обратившись к Богу, «во свете ходим, якоже сам той есть во свете, общение имамы друг ко другу, и кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха.» (1 Иоан. 1, 7) И так не мните, чтобы дары Божии были бесполезны: нет, они приносят пользу и самым грешащим. Ежели тогда, когда мы были нечестивы и грешны, Христос за нас умре, да мы оправдимся: то кольми паче ныне, когда Он уже оправдал нас излиянием пресвятыя своея крови, спасемся посредством оной от гнева за прегрешения. Естьли тогда, когда мы были врагами Божиими, смерть Иисуса Христа примирила нас с Богом: то кольми паче по примирении покаявшись и обратившись к Богу, получим жизнь вечную и спасение. «Аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в животе его.» (Рим. 5, 10) Прежде воплощения Христова, прежде Его спасительнаго страдания и живоноснаго воскресения, люди не имели ходатая к Богу, которой бы мог исходатайствовать им отпущение грехов. Но как все сие совершилось, с того времени они имеют сильнейшаго ходатая к Богу, Богочеловека Иисуса: «един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус». (1 Тим. 2, 5) Он, умерши за нас и воскресши и мертвых, седит одесную Бога, и непрестанно, яко Богочеловек, ходатайствует о нас. «Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас.» (Рим. 8, 34) Поелику же Он есть Сын Божий, то и может подать совершенное спасение всем приходящим чрез Него к Богу, яко выну живый и ходатайствуяй о человеческом спасении: «тем же и спасти до конца может приходящих чрез него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них.» (Евр. 7, 25)
Не прельщайтесь убо, возлюбленная моя братия, новоумствованиями и обманом тех людей, которые или по незнанию, или с злым намерением, не соображая мысли Священнаго Писания одни с другими, как сами впадают в заблуждение, так и других совращают с пути истиннаго: не верьте тому, чтобы посредством одной веры без добрых дел можно было спастися: «вера без дел мертва есть:» (Иаков. 2, 26) а мертвое все есть недействительно, бессильно и бесполезно. Божественный Иаков сверх сего открывает еще нечто удивительнейшее: он проповедует, что вера споспешествует в творении добрых дел, а сии приводят оную в совершенство. «Видиши ли, говорит о Аврааме, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера?» (Иаков. 2, 22)
Ежели убо добродетель умножает и согревает веру: то следует, что порок уменьшает и охлаждает оную. Справедливость сего доказывают опыты: ибо человек сперва делается злым и развращенным, а потом уже нечестивым и безбожным. Подтверждает сие и Пророк Давид, положив наперед злыя дела, а потом нечестие яко произведение оных. «И смесишася во языцех, и навыкоша делом их: И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн» (Псал. 105, ст. 35, 36). Также и великий Пророк Моисей, написал в своей песни: «и яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и отпусти от Бога Спаса своего» (Втор. 32, ст. 15). Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>