Девять блаженств. (митр. Петр Киевский (Могила))

святитель Петр Киевский (Могила)

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной

Часть вторая. О надежде

_____

Вопрос 29. Поелику и блаженства относятся к Надежде: то спрашивается, сколько их?

Ответ. Блаженств, означенных Христом Господом нашим во Евангелии, девять (Мф.5:2). На сие Святой Златоуст делает такое толкование: «Моисей дал десять заповедей, а Иисус, Господь Моисея, девять блаженств». И далее: «закон дал десять заповедей, а Иисус девять блаженств, соплетая венец из тройственной Троицы».  (Бесед. на 1Кор.4:28)*).

Вопрос 30. Какое первое блаженство?

Ответ. «Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное» (Мф.5:3).

Вопрос 31. Какое учение содержит в себе первое блаженство?

Ответ. Учение о богатстве и вещах мирских: если они приходят к кому обильно, по благодати Божией, тот должен ими пользоваться не так, как полный господин их, но как управитель, и не доложен желать их с чрезмерною жадностию сердца, по словам Священного Псалмопевца: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:11). И что еще более, подражая совершенству древних Христиан, мы не должны иметь ничего собственного, но у нас должно быть все общее, как у первенствующих Христиан, о которых Священное Писание свидетельствует сим образом: «Народу же веровавшему бе сердце и душа едина, и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща». И ниже: «елицы бо господие селом или домовом бяху, продающе приношаху цены продаемых и полагаху при ногах Апостол: даяшеся же коемуждо, егоже аще кто требоваше». И еще: «Вси же веровавшии бяху вкупе и имяху вся обща» (Деян.4:32. 34–35; 2, 44). Таковая добродетель называется нищетою духа. Впрочем, позволяется, чтобы каждый из общего имения заимствовал столько, сколько по усмотрению достаточествует для приличного и одинакового с другими пропитания и одеяния, отвергая всякое излишество и тщетные украшения. Сию добродетель преимущественно обязаны иметь подвижники и монахи, которые не только не должны заботиться даже о нужном пропитании и одеянии для себя, но в надежде вящего воздаяния на небесах, должны переносить и недостаток в оных, имея пред очами сии слова Апостола: «До нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками. Укаряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, утешаемся: яко-же отреби миру быхом, всем попрание доселе» (1Кор.4:11–13). За таковое терпение Христос обещает небесное Свое Царство. Однако не лишаются вечной жизни и спасения те, которые, приобретя имение и богатство правильным образом, правильно и употребляют оное, именно, жертвуют на нужды церковные, на милостыни бедным, странным, немощным и другим нуждающимся людям, по примеру Закхея, который сказал пред лицем Христа следующия слова: «се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею» (Лк.19:8). Но все те, которые от расточительности и распутства приходят в крайнюю нищету, не могут надеяться получить никакой награды от Бога за нищету сию. Напротив, им надлежит принести раскаяние в расточении и неправильном употреблении своего имения. При всем том православные не должны отчуждать их от своего милосердия. А если они обратятся на путь воздержания, то не лишатся и своей награды.

Вопрос 32. Какое второе блаженство?

Ответ. «Блажени плачущии: яко тии утешатся» (Мф.5:4).

Вопрос 33. Чему учит сие блаженство?

Ответ. Блаженство сие, во-первых, учит, что блаженны те православные люди, которые во все время своей жизни скорбят сердцем, и плачут о соделанных ими грехах, коими они оскорбили Бога и ближнего своего, по словам Пророка, который говорит: «приидут сынове Израилевы, тии и сынове Иудины вкупе ходяще и плачуще пойдут и Господа Бога своего взыщут» (Иер.50:4). В сем блаженстве нимало не участвуют те люди, которые плачут, быв принуждены к тому несчастиями мирскими и земными, как-то: осужденные преступники, когда они плачут не о грехах своих, но от чрезвычайного страха наказаний, которые должны понести за свои злодеяния, или те, кои оплакивают что-либо тленное и преходящее, и сим подобные. Во-вторых, блаженство сие учит, что блаженны те люди, которые сокрушением и слезами, проливаемыми о грехах ближних своих, стараются умилостивить и примирить Бога, умоляя Его, чтобы Он даровал им покаяние, т. е. чтобы еретиков обратил к Церкви, чтобы живущих беззаконно обратил на правый путь жизни. В-третьих, сие блаженство научает, что блаженны те, которые терпят притеснения от великих и сильных мира; например, которые неправедно и безвинно лишаются своих имуществ. Находясь в таком состоянии, они не должны помышлять об отмщении, но с горестью сердца и плачем, воссылая молитвы, должны просить заступления у Бога, возлагая всю надежду свою и упование на Его милосердие, от Которого и получают утешение, что делает их истинно православными и причастниками Божественной благодати. Еще в сем блаженстве участвуют те, которые претерпевают гонения за Православную Веру и за Святую Церковь, каковы суть все Мученики и им подобные.

Вопрос 34. Какое третье блаженство?

Ответ. «Блажени кротцыи: яко тии наследят землю» (Мф.5:5).

Вопрос 35. Чему учит сие блаженство?

Ответ. Блаженство сие учит, во-первых, тому, чтобы мы являли кротость и смирение, или послушание пред Богом, пред Церковью Христовой, пред высшими себя, с охотою и усердием, без всякого отлагательства, подражая кроткому Иисусу Христу, Господу нашему. Оказывая покорность высшим себя, мы должны представлять себе, что оказываем оную Самому Христу; так же честь и уважение, которые воздаем Пресвитерам нашим, должны относить Самому Христу. Во-вторых, блаженство сие научает, что блаженны те люди, которые не наносят вреда ни одному человеку, ни у кого не отнимают чести, никого не оскорбляют, не осуждают и не оговаривают; а себя почитают людьми самыми презренными, непрестанно обвиняя жизнь свою, и добрые дела свои признавая маловажными, недостойными, даже ничего не значащими. Но и те, на коих лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего; и таковые не только не отлучают себя от сего блаженства, но еще исполняют долг свой, по учению Апостола: «Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал.6:1). Если ж кто скажет, что невозможно человеку воздержаться от гнева, тот пусть знает, что он должен изливать гнев и негодование не на ближнего своего, а на диавола, который движет и наклоняет волю человека ко всякому злу. Стяжавшие сию добродетель получают в наследие обетованную землю. Они наслаждаются и в сей жизни богатством благодеяний Божиих, и в будущей надеются избыточествовать вечным веселием и благами Господа, по словам Писания: «Верую видети благая Господня на земли живых» (Пс.26:13).

Вопрос 36. Какое четвертое блаженство?

Ответ. «Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся» (Мф.5:6).

Вопрос 37. Чему учит сие блаженство?

Ответ. Что блаженны те люди, которые, быв неправедно обижены, не могут защищать своего права ни в каком судилище, или по благочестию своему, или по бедности, или по неспособности, или по причине отлучки, или силы противника, или по другой какой-нибудь несправедливой причине. Посему председательствующие в судебных местах и имеющие власть разбирать дела человеческие должны в совести своей обращать всякое внимание на то, чтобы бедные, вдовицы и сироты не были притеснены противозаконно и неправосудно. Писание говорит к ним: «Научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обиди маго, судите сиру и оправдите вдовицу» (Ис.1:17). Если же они о сем ни мало не пекутся, то угнетаемые – алчущие и жаждущие правды, получат блаженство, а судей оных постигнет гнев Божий; ибо Писание говорит: Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле (Пс.9:38–39).

Вопрос 38. Какое пятое блаженство?

Ответ. «Блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Мф.5:7).

Вопрос 39. Чему учит блаженство сие?

Ответ. Учит, что блаженны те люди, которые творят дела милосердия и человеколюбия.

Вопрос 40. Какие дела милосердия?

Ответ. Дела милосердия двоякого рода: одни из них относятся к телу, другие к душе (Феоф. на 25-ю гл. Мф.).

Вопрос 41. Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу?

Ответ. Семь. Первое – дать алчущему пищу, как сказал Христос: «взалкахся бо, и дасте Ми ясти» (Мф.25:35), т. е. бедным и немощным, которые не могут пропитать себя собственными трудами. Таковую милостыню должно уделять из тех благ, которые приобретены честным образом, собственным и праведным трудом, по словам Писания: «Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды» (Притч.3:9). Притом должно подавать милостыню не только тем бедным, которые в большом множестве открыто просят, или которые находятся в богадельнях; но также и тем, которые по своей стыдливости не могут просить милостыни. Впрочем, надобно остерегаться, чтобы дело милосердия не сделалось известно другим людям, и не заслужило похвалу и одобрение, как Христос говорит: «Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищих и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою» (Мф.6:2).

Вопрос 42. Какое второе дело милосердия?

Ответ. Напоить жаждущего, т. е. того, который по причине бедности и слабости своей не имеет средства утолить жажду свою. Под сими словами разумеется всякий род пития во время жажды, которую если кто утолит и одною чашею холодной воды в жаждущем, получит блаженство, по словам Спасителя нашего, Который говорит в Писании: «Иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея» (Мк.9:41). Сюда принадлежат все услуги, которые, каким бы то ни было образом оказывает кто-нибудь бедным и немощным, т. е. которые не могут снискивать нужное для себя трудом или промыслом своим.

Вопрос 43. Какой третий долг человеколюбия?

Ответ. Одеть нагого. Сего блаженства достигают те, которые, быв подвигнуты человеколюбивым расположением к ближнему своему, помогают ему в нужде – одевая его наготу. За сие Иисус Христос воздаст им награду в день суда и скажет:«приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.25:34). Здесь разумеются не только совершенно нагие, но и те, кои хотя и имеют одежду, но такую, которая не может защитить их от стужи, или которые страждут от какого-нибудь несчастия и с большим трудом сохраняют жизнь свою по причине скудной одежды. Посему милосердный человек должен также и им явить какое-нибудь дело человеколюбия, подав им что-нибудь для одеяния, дабы они могли защищать себя от холода.

Вопрос 44. Какое четвертое дело милосердия?

Ответ. Посещать заключенных в темнице. При сем мы не должны изыскивать, за какую кто вину посажен в темницу, и кто именно тот человек, который содержится в темнице. Ибо кто бы он ни был, и за какое бы преступное дело ни ввержен был в узы, наш долг – для Христа Господа нашего, – прийти, посетить и утешить его, дабы он не впал в отчаяние.

Вопрос 45. Какое пятое дело милосердия?

Ответ. Навещать больных. Таковое дело каждый должен исполнять, не разбирая того, сродник ли болящий, домашний ли ему, друг ли, сверстник ли его. Вообще всякого больного, а особливо который лежит в больнице, или на торжище, хотя бы он был вовсе неизвестен, должен навещать сим образом: во-первых, утешать его беседою, сострадая ему сердечно в его несчастии; во-вторых, увещевать больного, чтобы он терпеливо переносил таковое свое несчастие, и чтобы принял сие посещение Божие без скорби сердца и без ропота; а напротив, устами и сердцем благословлял Бога, являющего над ним сию волю Свою, уповая крепко, что Он по человеколюбию Своему пошлет ему исцеление. Кроме того, должен советовать ему, чтобы он с сокрушенным и умиленным сердцем, исповедав грехи, которые как человек соделал, причастился Пречистым Тайнам и принял Елеосвящение, по обычаю Церкви: поелику Таинства сии весьма много содействуют не только ко спасению души, но и к здравию тела. Еще должен непрестанно молить о нем Бога, препоручить его и общим молениям всей Церкви. Даже когда больной, по бедности своей, не может объявить Церкви болезнь свою, долг милосердного человека – призвать духовного Отца его для совершения над ним надлежащих обрядов. Наконец, должен увещевать больного, чтобы он не впадал в суеверие и не прибегал к искусствам, запрещенным Церковию, т. е. чтобы не старался восстановить свое здоровье помощию волшебства и сообщения с диаволом, чрез что он более получит вреда, нежели сколько облегчения; но чтобы все свое упование и надежду возложил на милосердие Божие; да и лекарства принимал бы те только, кои составлены опытными врачами. Таковое посещение немощных делает посетителей блаженными и в сем мире, и на небесах. Если же больной будет иметь болезнь прилипчивую и даже заражен будет моровою язвою, в таком случае человек благочестивый, чтобы не подвергнуть опасности жизнь свою, должен исполнять дела милосердия посредством способных к сему людей, которые могут обращаться при таковых болезнях без вреда себе.

Вопрос 46. Какое шестое дело милосердия?

Ответ. Ввести странного в дом свой – что нужно делать с радостным лицом и сердцем. Особливо же тех странных должно принимать в доме, которые, путешествуя ко Святым местам для поклонения по обещанию своему, останавливаются для отдыха в селениях: таковы суть все Богомольцы и все бедные. Желающий наследовать сие блаженство должен по силам своим помогать им в нужде. Еще более должно оказывать гостеприимство тем, которые лежат в изнеможении на торжищах и на распутиях, испрашивая себе подаяния.

Вопрос 47. Какое седьмое дело милосердия?

Ответ. Погребать умерших. Сие дело должен каждый исполнять с готовностию. Особливо же должен заботиться о тех, которые умерли в крайней бедности – принося нужное для погребения их по обычаю Христианскому, как делал Товия (Тов.2:1–7). Если же кто умрет из друзей или сродников; в таком случае православные и благочестивые люди, для исполнения сей обязанности, должны сопроводить тело умершего до самой могилы – с прошениями и молениями к Господу о душе скончавшегося.

Вопрос 48. Сколько дел милосердия, относящихся к душе, и какие они?

Ответ. Семь. Первое – чтобы отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни, как свидетельствует Писание: «братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов» (Иак.5:19–20). Сей долг человеколюбия есть первый и главный, побуждающий православного к сожалению о ближнем своем: поелику имеет целию блага не временные, а вечные. Но при исполнении сего долга должно остерегаться, чтобы по неопытности не привести грешника в отчаяние, или в излишнее упование на милосердие Божие: ибо и то и другое принесет грешнику более вреда, нежели пользы. И так должно благоразумно держаться средины. Если же кто сам неспособен выполнить сию обязанность – пусть изберет другого, который имеет гораздо более опытности в сем деле. Подобным образом мы должны поступать и тогда, когда случится нам иметь дело с еретиками и раскольниками.

Вопрос 49. Какое второе дело духовного милосердия?

Ответ. Наставить неученого и невежду; сие дело надлежащим образом исполнит тот, кто научит невежду, как должно веровать в единого Триипостасного Бога. Предполагается, что он способен научить. В противном случае пусть найдет кого-нибудь разумнее и опытнее себя, дабы не сбылось сказанное, что слепой если поведет слепого, то оба упадут в яму (Мф.15:14Лк.6:39). Во-вторых, должен научить незнающего, как ему призывать Бога, и в какой молитве открывать Богу прошения свои; также научить его заповедям Божиим, показав и способ, как можно сохранить оные без труда. Наконец, сюда относится и то, чтобы стараться о доставлении сирым детям образования в науках и познаниях, дабы со временем и они соделались полезными Церкви и обществу, и молились Богу за благодетелей своих. Если будем нерадеть о сем, то необходимо должны страшиться того страшного приговора, который произнесен на раба, получившего один талант, и возвратившего оный без всякой прибыли (Мф.25:24–30).

Вопрос 50. Какое третье дело духовного милосердия?

Ответ. Подать добрый совет имеющему нужду в нем. Сей долг исполняется тогда, когда кто людей, живущих развратно, благочестивыми и Христианскими увещеваниями и добрыми советами обращает к лучшему образу жизни. Также, когда люди подвергаются каким-нибудь прискорбным и тесным обстоятельствам и не находят средства избавиться от них; тогда должно с радостию нести к ним совет, как лекарство, дабы спасти жизнь или честь их. К сему относится еще и то, чтобы извещать ближнего об опасности, в которой находится или жизнь или честь его, и о которой он не знает; впрочем, так, чтобы между теми лицами не породить распрей, а отселе больших опасностей.

Вопрос 51. Какой четвертый долг духовного милосердия?

Ответ. Молиться Богу за ближнего своего. Сей долг человеколюбия первоначально падает на Духовных Отцев и Пресвитеров Церкви, а потом и на мирских людей. О сем довольно сказано в седьмой заповеди Церковной.

Вопрос 52. Какое пятое дело духовного милосердия?

Ответ. Утешить печального. Сия обязанность милосердия требует, чтобы мы никого не приводили в состояние гнева и жалобы на нас, и чтобы не подавали причины к печали, по словам; Апостола: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Рим.12:18–19). Таковая обязанность особливо должна быть исполняема тогда, когда кто отягчен великими грехами, или опасно болен, или угнетен великою скорбию и несчастием: таковых людей должно утешать.

Вопрос 53. Какое шестое дело духовного милосердия?

Ответ. То, чтобы переносить обиды с терпением. Мы исполняем оное тогда, когда претерпеваем что-либо за Христа; в таком случае должны претерпевать с радостию: поелику Господь наш Иисус Христос претерпел за нас несравненно большие обиды, как сказано: «зане и Христос пострада по нас… да последуем стопам Его» (1Пет.2:21). Сверх того не должны желать зла тем, кои обижают и притесняют нас, и не должны платить злом за зло, по словам Апостола: «не воздающе зла за зло» (1Пет.3:9) Напротив, когда мы терпим что несправедливо, должны благословлять Бога и просить у Него прощения врагам нашим.

Вопрос 54. Как седьмое дело духовного милосердия?

Ответ. Прощать погрешности, которые сделали пред нами другие. Мы тогда исполняем сие дело милосердия, когда оскорбления, нам причиненные, какого бы рода они ни были, прощаем врагам нашим, и даже молимся о прощении оскорбителя нашего? как выше сказано; прощать же мы должны не только однажды в день, но в каждый день семьею семьдесят раз, как на вопрос Петра ответствовал Спаситель наш: «не глаголю тебе: до седмь крат, но до седмъдесят крат сед мерицею» (Мф.18:22)

Вопрос 55. Какое шестое блаженство?

Ответ. «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф.5:8).

Вопрос 56. Чему учит сие блаженство?

Ответ. В блаженстве сем похваляется целомудрие. Посему, кто желает видеть Бога, тот должен быть чист как телом, так и душою и всеми мыслями. Ибо нечистые помыслы оскверняют образ Божий и изгоняют из души Божественную благодать.

Вопрос 57. Какое седьмое блаженство?

Ответ. «Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф.5:9).

Вопрос 58. Чему учит сие блаженство?

Ответ. Во-первых, что те люди восхищают сие блаженство, которое каждодневно приносят Без кровные Жертвы Богу за людей, находящихся во вражде с Богом, пребывая в молитвах и пощениях, и, умилостивляя праведный Его гнев, приобретают грешникам благодать Его. Во-вторых, те, которые благоразумным и пристойным посредничеством своим искореняют между людьми взаимные их несогласия и распри и связывают их между собою любовию, из врагов делая друзьями. В-третьих, те, которые своими советами уничтожают между Царями и Правителями причины к войне для отвращения кровопролития и убийств.

Вопрос 59. Какое восьмое блаженство?

Ответ. «Блажени изгнаны правды ради: яко тех есть Царствие Небесное» (Мф.5:10).

Вопрос 60. Чему учит сие блаженство?

Ответ. Что блаженство сие принадлежит тем, которые возвещают истину, обличая пороки и беззакония нечестивых; за что преследует их великая ненависть, так что часто они лишаются и жизни, как то потерпел Иоанн Креститель от Ирода и другие. Оно принадлежит всем Учителям Церкви, Проповедникам Евангелия, Исповедникам, которые за учение свое и спасительное наставление часто получают в награду ненависть и неблагодарность от учеников и слушателей своих.

Вопрос 61. Какое девятое блаженство?

Ответ. «Блажени ecтe, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф.5:11–12)

Вопрос 62. Что заключается в сем блаженстве?

Ответ. Сим блаженством наслаждаются Апостолы, Мученики, и все те, которые бывают гонимы за Православную Кафолическую Веру, терпят обвинения, мучения, лишаются имения, чести и доходов, изгоняются из своей страны и, наконец, которые претерпевают насильственную смерть, проливая кровь свою.

Вопрос 63. Какое понятие должно иметь о тех делах, за которые Христос обещает блаженство?

Ответ. Во-первых, сии добрые дела так соединены между собою, что если кто имеет одну добродетель, в собственном и истинном смысле, тот имеет и все другие; также кто вовсе не стяжал ни одной добродетели, тот лишен и всех прочих. Во-вторых, так должно мыслить о добрых делах, о коих сказали, что исполнители оных не только на небесах насладятся вечным блаженством; но они и в сем мире, наслаждаясь временными благами по благоволению Божию, бывают блаженны, по словам Христовым: «и всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит» (Мф.19:29). И в другом месте: «никтоже есть, иже оставил есть дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, Мене ради и Евангелиа ради: аще не приимет сторицею ныне во время сие, домов, и братий, и сестр, и отца, и матере, и чад, и сел, во изгнании, и в век грядущий живот вечный» (Мк.10:29–30).

____

*)  В ответе на Вопрос 29  дана ссылка на беседу Златоуста на несуществующий стих 1Кор.4:28. В издании 1696 года этой ссылки не было, она появилась в издании 1831 года, откуда перекочевала в издание 1900 года.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>