Мф. 5, 3 — 12

    Библейские комментарии отцов Церкви

5 : 3 – 12   

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА  *

             

    3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

     Обзор: Нищим духом называют того, кто раскаялся и смирился, как дитя (Анонимный коммента­рий)*. Когда Он предвозвестил через пророков, что изберет смиренный народ, боящийся Его слов, Он положил начало совер­шенного блаженства в духе смирения (Иларий Пиктавийский). Истинно блаженны те, кто, презрев богатства мира, становятся богатыми для Бога (Хроматий Аквилейский). Блаженны нищие духом, которые ради Святого Духа нищие в своей воле (Иероним Стридонский).

 Плачущие утешатся тем, что исчез­нет сама боль (Анонимный коммента­рий). Плач в данном случае не отно­сится к смерти, но ко греху (Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст). Особое блаженство — оплакивать грехи всего мира (Хроматий Аквилей­ский, Анонимный комментарий).

  Наставленные в евангельском учении, кроткие подражают примеру Господа (Хроматий Аквилейский). Кроткие более склонны переносить обиды, а не наносить их (Анонимный комментарий)Блаженство кротости не только умопостигаемо, но и реаль­но. Кроткие благословенны и в нынешнем мире, и в мире грядущем (Августин Иппонский, Иоанн Злато­уст). Земля эта, пока пребывает в нынешнем состоянии, есть земля мертвых, ибо подлежит суете; но когда от порабощающего тлена она перейдет к свободе славы сынов Божиих, тогда станет землей живых (Анонимный комментарий).

   Алкать и жаждать правды значит желать только правды Божией (Анонимный комментарий),  думать лишь о правде и стремиться к ней (Хроматий Аквилейский). Жажда правды произ­водит истинное богатство, которое не боится ни нищеты, ни голода (Иоанн Златоуст). Узреть Бога - предел нашей любви, предел, при котором мы достигаем совершенства, а не уничто­жаемся (Августин Иппонский). Истинная добродетель — благо, не имеющее никакой примеси, то есть Сам Бог (Ориген). Милосердие человеческое и Божие не равны, но какова разница между добром и злом, настолько и они отличаются друг от друга (Иоанн Златоуст). Когда слы­шишь голос нищего, вспомни, что перед Богом и ты нищий, и как ты обойдешься с нищим, так и Бог с тобой (Августин Иппонский). Истин­ное милосердие означает и милосер­дие по отношению к врагам (Аноним­ный комментарий).

   Чисты сердцем те, кто, отвергнув скверну греха, очистили себя ото всей нечистоты плоти и стали угодны Богу делами веры и праведности (Хроматий Аквилейский). Созерцает Бога тот, кто творит всякую правду и помышляет о ней в своем сердце, поскольку правда есть образ Божий (Анонимный комментарий). Не позво­лено созерцать нечистым сердцем то, что созерцается только в чистоте (Августин Иппонский).

   Мир там, где пылает вера, где укрепляется надежда, где возгорает­ся любовь (Августин Иппонский). Наш мир — Сам Христос (Анонимный комментарий). Миротворцы суть те, кто, удалившись от соблазна раздо­ров и распрей, соблюдают братскую любовь и церковный мир в единстве всеобщей веры (Хроматий Аквилейский). Миротворцы - это те, кто, усмирив и подчинив рассудку, то есть уму и духу, движения своей души и сумев обуздать плотские вожделения, достигают Царства Божия, где все устроено таким образом, что все, что есть в челове­ке замечательного и превосходного, властвует без противодействия над всем прочим, что свойственно нам и животным (Августин Иппонский). Миротворцем является тот, кто показывает согласие Писаний — Ветхих с Новыми, закопоположительных с пророческими, евангель­ских с евангельскими, к то время как другим представляются противоре­чия (Кирилл Александрийский).

   Претерпевающим гонения за правду даруется благодать вынести их без страха (Августин Иппонский). Те, кого несправедливо поносят, получат свою благословенную награду на Небесах (Анонимный комментарий). Первыми в блаженстве гонений за правду стали апостолы и все праведни­ки, которые ради правды закона подверглись разным гонениям и в воздаяние своей веры достигли Царст­ва Небесного (Хроматий Аквилей­ский). Гонениям за правду можно подвергнуться не только со стороны чужого народа, но и своего собствен­ного (Анонимный комментарий).

 Всякое блаженство достигает Царства Небесного (Иоанн Златоуст). Принимая во внимание награду славы, верующие готовы переносить любые страдания, чтобы стать соуча­стниками славы Божьей (Хроматий Аквилейский). Возжелавший небесного не страшится поношения на земле: что стоит земная хула в сравнении со славой небесной (Анонимный коммен­тарий)?

_____________________________

Все статьи книги приведены без ссылок. Ссылки см. Издательство «Герметевтика»

* Анонимный комментарий на Евангелие от Матфея — «был известен в средние века как комментарий под именем Иоанна Златоуста. Труд пользовался большой популярностью» … рассуждения носят морально нравственный и соответственно вполне ортодоксальный характер.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>