3.1. Беседа 1 (15)

БЕСЕДА  15

Своим примером  Христос  научает  не  делать  ничего  напоказ. — Обращая речь к ученикам, Христос говорит чрез них ко всем людям. — Кто разумеется под «нищими духом». Смирение — начало всякаго благочестия. — Плач о грехах освобождает от пристрастия к земному. — Утешение, даруемое Богом, помогает побеждать все. — Под землею, обещанной кротким, разумеются и чувственныя блага. — Кто разумеется под алчущими и жаждущими правды, под милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами и изгнанными правды ради, и какова их награда. — Не всякие поношения делают людей блаженными. — Царство Небесное обещается не одним нищим духом. — Почему последняя заповедь обращена прямо к ученикам. — Терпеть злословие — больший подвиг, чем переносить опасности. — Заповеди пролагают путь одна другой. — Что значат выражения: «вы соль земли» и «свет мира». — Сила проповеди показывает могущество Христово. — Добродетель не может укрыться. — Она одна делает счастливым. — Злословящие внутренно хвалят добродетель. — Жизнь христианина должна оправдывать учение. — Порицание гоняющимся за наживой, подающим милостыню из тщеславия, забавляющимся ссорами других, и увещание не заводить распрей и ссор и прощать обиды.

__________________________________

Увидев народ, Христос взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 

И Он, отверзши Свои уста, учил их, говоря: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5,1-3).

_______________

   1. Смотри, как далек Христос был от честолюбия и гордости! Он не водил народа за Собой, но когда нужно было врачевать, Сам ходил всюду, посещая города и села. А когда собралось великое множество, садится на одном месте, не в городе, не среди площади, но на горе, в пустыне, – научая тем нас ничего не делать напоказ, удаляться от шума, особенно когда нужно любомудрствовать и рассуждать о важных предметах.

   Когда Он взошел и сел, приступили ученики. Видишь ли, как преуспевают они в добродетели, и как скоро сделались лучшими? Народ смотрел на небеса, а ученики хотели уже слышать что-нибудь высокое и великое. Это-то и побудило Христа предложить учение и начать проповедь. Он не только исцелял тела, но врачевал и души, и опять от попечения о душах переходил к попечению о телах, разнообразя пользу, и соединяя со словесным учением явление знамений. Им попечением, как о душе, так и о теле. Он заграждает бесстыдные уста еретиков, показывая тем, что Он есть виновник всецелой жизни. Потому-то Он и прилагал о теле и душе большое попечение, врачуя то первое, то последнюю. Так поступил Он и теперь.

    «Отверзши», говорит евангелист, «Свои уста, учил их». Для чего это прибавлено: «отверзши Свои уста»? Чтобы ты познал, что Он учил даже и тогда, когда молчал, не только – когда говорил; учил, то отверзая Свои уста, то вещая Своими делами. Когда же ты слышишь слова: «учил их», не думай, что Он говорит только Своим ученикам, но что через учеников говорит и ко всем.

   Но так как толпа была необразованна, состояла из людей, еще пресмыкающихся долу, то Он, собрав перед Собой учеников, обращает к ним Свою речь, и в беседе с ними так говорит, что учение мудрости делается занимательным и для всех прочих, которые почти совершенно были неспособны Его слушать. Намекая на это, и Лука сказал, что Он обратил речь к ученикам. И Матфей, показывая это, написал: «Его ученики приступили к Нему, и учил их». В виду этого и прочие должны были слушать внимательнее, чем тогда, когда Он обратил Свою речь ко всем.

   Итак, с чего Христос начинает, и какие полагает для нас основания новой жизни? Послушаем внимательно слов Его. Говорено было к ученикам, а написано для всех, которые будут после них. Потому-то и Христос, хотя обращается с проповедью к ученикам, но не к ним относит Свои слова, а говорит о всех блаженствах неопределенно. Не сказал: блаженны вы, если будете нищими, но – «блаженны нищие». Даже, если бы говорил и к ним одним, и тогда Его проповедь относилась бы ко всем. В самом деле, когда например Он говорит: «вот Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.23,20), то говорит не к ним одним, но через них и ко всей вселенной. Равным образом, когда ублажает их за претерпение преследований, гонений, жестоких страданий, то сплетает венец не одним им, но и всем так живущим. Но чтобы это было яснее, и ты узнал, что Его слова имеют большое отношение и к тебе и ко всему роду человеческому, если кто внимателен, – послушай, как Он начинает Свое дивное слово: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное«. Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он называл душу и расположение человека. Так как есть много смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств, то Он, умолчав о таких (потому что в том не великие слова), называет прежде всего блаженными тех, которые по своей воле смиряют и уничижают себя. Почему же Он не сказал: смиренные, а сказал: нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: «а вот на кого я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед Моим словом» (Ис.66,2)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>