32.4. Блажени нищие духом

_____

Блажени нищие духом.

 

Блажени нищие духом:  яко тех

есть Царствие Небесное.

(Мф. 5: 3)

     Не легок и не короток путь духовного самовоспитания, нравственного совершенствования, потому что дух человека способен к бесконечному развитию, а идеал человеческого духовного совершенствования неисчерпаем и недостижим — совершенство Отца Небесного — Бога.

   Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5: 48).

   Но важно прежде всего пожелать стать на этот путь, — проникнуться глубоким и искренним сознанием, что настоящее состояние твоей души крайне неудовлетворительно, степень твоего нравственного развития крайне низка, а сознав свою духовную бедность, естественно, пожелать восполнить недостающее путем ли личных усилий и работы над собою или путем сторонней и высшей помощи. Такое проникновенное сознание своей духовной нищеты — первое и необходимое условие всякого духовного развития, всякого совершенствования; это сознание своей духовной бедности при сопоставлении с тем духовным богатством, которое возможно и к которому должно стремиться, — не только необходимое условие, первый шаг на пути к исправлению и совершенствованию, но и необходимый, постоянный спутник его. Где нет такого сознания духовной бедности, а рождается горделивое и самоуверенное довольство своим духовным богатством, там является невосприимчивость к своим недостаткам, неспособность к исправлению, духовному развитию, в крайнем случае — остановка в нем, а такая остановка в духовной жизни — духовное умирание, духовная смерть *.

      * Святой Златоуст говорит: «Нет ничего равного смиренномудрию: оно — источник, корень, цитадель, основание и союз всего доброго; без него мы жалки, скверны и нечисты» (Святой Иоанн Златоуст, т. IX, кн. 1, стр. 277).

    Поэтому совершенно справедливо нищету духовную, как сознание своего духовного убожества, назвать воспринимающим органом праведности, новой жизни; кто не имеет этого сознания, тому нечем воспринять праведность, нет возможности начать новую жизнь, так как только в нищете духовной — зерно новой жизни, из которого только и может вырасти соответствующий плод. Так не только в отношении к христианской праведности, но и в отношении ко всякому духовному совершенствованию и духовному творчеству.

   Вот почему Спаситель прежде всего, в первой же заповеди блаженства, возвещает счастье нищим духом: Блажени нищии духом *  (Мф. 5: 3).

       * Нищии духом  — οί  πτωχοί τω πνεύματι [и' птохи' то пне'вмати].  Пτωχός  [пто'хос] — нищий, просящий подаяния (лат. mendicus), а не περης [пэ'рес] - бедный (лат. раuреr); значит, πτωχοί [птохи'] — не только бедные на самом деле, но чувствующие себя бедными, — те, которых гнетет бедность. Пτωχός [пто'хос] соответствует евр. [аni] (у LХХ 35 раз πτωχός вместо аni), что значит стесненный, бедный, смиренный, кроткий;  ввиду этого и πτωχός переводят словом смиренный; так у пророка Исаии — «на смиренного и сокрушенного духом» (Ис. 66: 2).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>