32.5. Блажени плачущии

____

Блажени  плачущии.

Блажени плачущии: яко тии

утешатся. 

(Мф. 5: 4)

        Признанием и проникновенным сознанием своей духовной бедности и беспомощности (нищеты духовной) человек становится на путь к новой жизни, как бы очищая свою душу от прежнего духовного хлама и сора и тем приготовляя ее для даров новой жизни, Царства Божия. Но истинным приуготовлением души к воспринятию новой жизни, как бы вспахиванием душевной почвы для новых посевов является плач, печаль*.

      «Не столько дождь, падающий на семена, помогает им прозябать и возрастать, сколько дождь слезный возращает и приводит в зрелость семя благочестия; он очищает душу, орошает ум и помогает быстро возрастать семени учения… Как земледелец глубоко разрывает землю плугом, приготовляя надежное хранилище для семян, чтобы они, будучи посеяны, не оставались на поверхности, но скрывались в недрах земли и безопасно пускали корни: так и нам должно делать, и скорбью, как бы плугом, разрыть глубину сердца» (Святой Иоанн Златоуст, т. II, стр. 59).

         *«Не во всех древних списках Евангелия от Матфея (манускриптах) после заповеди о нищих духом помещается заповедь о плачущих, - во многих списках за нищими духом ублажаются кроткие, а уже после плачущие. Так, порядок блаженств плачущие-кроткие имеют все так называемые унциалы (рукописи, писанные большими буквами), за исключением унциала D, а также переводы — армянский, коптский, у Тертуллиана, Оригена, святого Иоанна Златоуста, Льва Великого. Порядок кроткие-плачущие имеют унциал D, Сирское Четвероевангелие, Вульгата [1], у Оригена (в другом месте), Илария, епископа Амвросия, блаженного Иеронима, блаженного Августина.

  По-видимому, должен быть признан правильным порядок плачущие-кроткие, принятый и нашими Евангелиями (textus receptus). Предполагают, что перестановка (кроткие-плачущие) сделана впоследствии с риторической целью противопоставить землю, как награду кротким, Царству Небесному, обещаемому нищим духом, — на что указывал уже Ориген там, где он держится порядка стихов 3, 5, 4, а также еще и потому, что кротость считали более родственной нищете духовной. В пользу порядка плачущие — кроткие говорит и то, что у пророка Исайи (Ис. 61: 1) плачущие (сокрушенные сердцем) поставлены непосредственно после нищих, а это место из пророка Исайи Спаситель читал в Назаретской синагоге» (Zаhп Тh., стр. 187 - 188: Кеil С. F., стр. 134).

     Дух Господа Бога на Мне, Егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенные сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение (Ис. 61: 1).

   «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествоватъ нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы». 

      Блажени плачущии *, - говорит Спаситель. Под плачущими нужно разуметь сильно опечаленных и печалящихся верующих, плач их — это искренняя и глубокая печаль, бессильная сдержаться, рвущаяся наружу и проявляющаяся в плаче. Спаситель, по словам святителя Иоанна Златоуста, ублажает в этой заповеди «не просто печалящихся, но тех, которые предаются сильной печали; потому и не сказано: печалящиеся, но плачущие» (Святой Иоанн Златоуст, т. VII, стр. 151).

      * Плачущие - οί πενθοũντες [и пэнфу'ндэс]. Пενθείν [пэнфи'н] — сетовать, плакать, горевать - более сильное выражение, чем λυπεϊσθαι [липи'сфе] — печалиться, огорчаться.  Пενθοũντες — это не просто огорченные или печально настроенные, но именно глубоко сетующие, страдающие горем (от πάσχω [па'схо]страдаю). 


    [1] Вульгата - перевод книг Священного Писания на латинский язык, выполненный блаженным Иеронимом в конце IV — начале V века. Получил широкое распространение в Католической Церкви. (Примеч. изд.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>