32.8. Блажени милостивии

_____

Блажени милостивии.

Блажени милостивии: яко тии

помиловани будут.

(Мф. 5, 7)

 

      Верующие не только сами жаждут правды Божией и с надеждою смиренно склоняются пред Господом, веря в Его помощь и от Него только ожидая утоления своей духовной жажды (чем выражается отношение их к Богу — Подателю всех благ), но стараются своими делами, своими усилиями улучшить теперешнее положение и людей (чем выражается их отношение к людям). Это прежде всего проявляется в милосердной любви верующих к людям. Таким образом, милосердие служит уже выражением (внутренним — в душе и внешним — в делах) настроения верующих, созданного в них духовною нищетою, печалью, кротостью и усиленным, горячим стремлением к правде Божией. *

       * Не лишено поэтому основания разделение Кейлем всех заповедей блаженства на две группы. Считая всех заповедей блаженства восемь (через соединение двух последних блаженств в одно) Кейль первые четыре заповеди рассматривает как условия вступления в Царство Божие, а последние четыре — как изображение настроения, потребного для пребывания в Царствии Божием. «Тех — говорит он, — достижение спасения, здесь — достигнутое спасение. По нему, в стихах 7-9 прежде всего указываются три добродетели (милосердие, чистота сердца, мирность), «которые предполагает обладание спасением» eil С.F., стр. 133, 138).

   Спаситель ублажает в своих последователях эту добродетель в той заповеди блаженства, говоря:  блажени милостивии * (Мф. 5: 7).

   * Милостивии - οί έλεήμονες [и элэи'монэс]. Ἐλεήμων [элеи'мон] — сострадательный, милостивый — от глагола έλεεῖν [элеи'н] — сжалиться, оказывать сострадание, скорбеть вместе с кем-нибудь. Существительное έλεημοσύνη [элеимоси'ни] — сострадание, милосердие, милостыня. Это слово, по своему значению, близко к слову праведность - δικαιοσύνη [дикэоси'ни], о которой речь в предшествующем блаженстве: у раввинов cedakah [цедака'] — праведность заменяется словом chesed [хэ'сэд], означающим милостыню, милость, а у апостола Павла слово правда употребляется в смысле благотворительности, милостыни (2 Кор. 9: 9). И в Ветхом Завете слово милостивый в приложении к Богу стоит рядом с οίκτίρμων [икти'рмон] — сострадательный (Исх. 34: 6; Пс. 85: 15 и другие). Впрочем, слово милостыня έλεήμοσύνη   ([элеимоси'ни]) употребляется и в более узком смысле — благотворительности бедным (отчасти Мф. 6: 2-4; Лк. 11-41; Деян. 3: 2; 10: 2) и у апостола Павла слово ό έλεων [о' элео'н] (милостивый) в смысле благотворитель (Рим 12: 8). Также и в Ветхом Завете нередко бедный и нищий — предмет милосердия (Исх. 23: 3; Притч. 14: 31; 19: 17; 22: 9). 

 Якоже есть писано: расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века (2 Кор. 9: 9).

«Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век». 

  И мимоиде Господь пред лицем его и воззва: Господь, Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен (Исх. 34: 6).

«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». 

 И ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Пс.85: 15).

«Но Ты, Господи, Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый, и многомилостивый, и истинный». 

 Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищих и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою. Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя, Яко да будет милостыня твоя в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, той воздаст тебе яве. (Мф. 6: 2-4).

 «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

  Обаче от сущих дадите милостыню: и се вся чиста вам будут (Лк. 11: 41).

  «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто».

  И некий муж, хром от чрева матере своея сый, носимь бываше, егоже полагаху по вся дни пред дверьми церковными, рекомыми [Красными], просити милостыни от входящих в церковь (Деян. 3: 2).

  «И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>