5.1. Мф. гл. 5


Блаженный  

     Иероним  СТРИДОНСКИЙ

      Толкование на Евангелие от Матфея.

  Книга первая.  

 Глава V.

             

  Стихи 1-2:  Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря. - Господь восходит в горнее место, чтобы и других увлечь за Собою. Но толпы народа не имеют силы взойти. А следуют [за Ним] ученики, к которым только [quibus et ipsis] Он, не стоя, а сидя и уменьшившись в росте [или: тесно окруженный], обращает слово. В самом деле, ведь они не могли понимать Его в блеске Его величия. Некоторых из наших более простых братии на основании буквального смысла полагают, что блаженства и остальное, что следует за ними, Спаситель изрек на горе Елеонской [Масличной], что совсем не так, ибо из предыдущего и последующего видно, что это место находилось в Галилее; мы полагаем, что это или гора Фавор, или другая какая-либо гора. Да, наконец, непосредственно после окончания Им слов Своих, прибавлено: Когда же вошел Иисус в Капернаум [118].

 Стих 3: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. - Это то же, что мы читаем в другом месте: И смиренных духом спасет [119]. А чтобы кто-нибудь не подумал, что Господь проповедовал нищету [бедность], которая иногда бывает следствием необходимости, Он прибавил: духом, чтобы ты понимал не бедность, а смирение. Блаженны нищие духом, которые бедны по воле Духа Святого. Потому относительно нищих этого именно рода и Спаситель говорит через Исайю пророка: Господь помазал Меня благовествовать нищим [120].

 Стих 4 [121]Блаженны плачущие; ибо они утешатся. - Этот плач — не есть плач об умерших по общему закону природы, а об умерших в грехах и пороках. Так оплакивал Самуил Саула, ибо Господь раскаялся в том, что помазал его на царство [122]; подобно этому и Павел говорит, что горестно оплакивает тех, которые после прелюбодеяния и осквернения не раскаялись [123].

Стих 5: Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю.Не землю Иуды [или: Иудеею] и не землю этого мира, не землю, которая поверглась проклятию и приносит терние и волчцы [124], и которая находится скорее во власти каждого жестокого и воинственного человека; но ту землю, которую сильно желает Псалмопевец, восклицая: Верую, что увижу благость Господа на земле живых [125]. Такого рода обладатель и торжествующий после победы описывается также и в Псалме сорок четвертом: Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды [126]. Действительно, этой [нашей] землей никто не овладевает через кротость, но только через гордость. 

Стих 6: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. - Нам недостаточно желать правды, если мы не томимся от сильного стремления, как бы голода, к правде, так что под этим примером мы должны будем понимать, что мы никогда не бываем достаточно праведными, а всегда должны чувствовать потребность творить дела правды (esurire justitiae opera).

Стих 7: Блаженны милосердные, ибо они помилованы будут [127]. - Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всякому греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого [128].

Стих 8: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.[Это те], кого не обличает совесть в каком-либо грехе. Чистый [Господь] созерцается чистым сердцем; храмом Божиим не может быть что-либо оскверненное.

________________

[118] Мф 8:5.
[119] Пс 33:19. В тексте Толкования дана ссылка: Пс 33:16. — Ред.
[120] Ис 61:1.
[121] В соответствии с новым Синодальным русском переводом стихи 4-й и 5-й переставлены. У переводчика они идут в обратном порядке. — Ред.
[122] 1 Цар 15:35.
[123] 2 Кор 12:21.
[124] Быт 3:17-18.
[125] Пс 26:13.
[126] Пс 44:4-5.
[127] По новому Синодальному русскому переводу: Блаженны милостивые. — Ред.
[128] Гал 6:2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>