9.1. Мф. 5

Преподобный

Исидор Пелусиот 

   Толкование Нагорной проповеди  [1].

Евангелие от Матфея

Глава 5 

                    

    Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).

 …Христос повелел: Да светит свет ваш пред людьми… не для того, чтобы мы жили для любочестия* (да не будет этого!). Христос искореняет его, повелевая и молитву, и милостыню творить (делать добро. — Ред.) не всенародно и от одной руки утаивать, что сделано другою, но для того, чтобы никому не подавали мы справедливого повода к соблазну. В таком случае и против воли нашей свет дел озарит видящих и обратит к славословию Божию. Ибо, что это разумеет Христос, видно из того, что не сказано:  чтобы прославились вы, но чтобы видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

…Поскольку иные имеют в виду при этом не Владычнее слово, но свою славу, Спаситель дал такой совет: смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми… иначе не будет вам награды (Мф. 6, 1). Первыми словами (Мф. 5, 16) выражаются благонравие и любовь к добру, которые не могут укрыться, если бы и хотели этого делающие, а вторыми (Мф. 6, 1) обуздывается славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, а в последних — желание делать напоказ. Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Только добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле может быть названа добродетелью и действительно ею является; если же увлекается в славолюбие, то перестает быть истинной добродетелью. Ибо умалчиваю о том, что подающие милостыню напоказ не по любви к добру это делают, но чтобы выставить на позор чужие бедствия. Услаждаясь тем, что именуются милостивыми, не отказываются они преувеличивать чужие злополучия. А это: да светит свет ваш, — сказано не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что делу доброму невозможно быть умолчану, если бы и скрывали делающие. Как светильник, показавшись в безлунную ночь, сам собою обращает к себе взоры, так и добродетель, против воли обладающих ею, обыкновенно озаряет всех.

    Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19).

  …Недостойным веры почтут учителя, который не делает того, что должно. Сказано: Кто сотворит и научит… Но если бы только сотворит значило и научит, то не было бы прибавлено второе.

   …Бесполезны, как слово, которого нельзя привести в исполнение, так и дело, которого нельзя высказать. Ибо словом и делом (хотя   бы  и   не угодно   это  было  тем, которые добрословесную мудрость неосновательно почитают чем-то малоценным и презренным) очертывается правая и. светлая жизнь наставников. Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Мф. 5, 19). Если же надлежит сделать сравнение между тем и другим, то лучше делать не говоря, нежели говорить не делая.

___________

[1].«Толкование Нагорной проповеди» «Журнал Московской Патриархии». М.: 1986, № 2 – 7

Любочестие  -  честолюбие, славолюбие, тщеславие.  (Прим. авт. сайта)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>