(2) О блаженстве

Вторая заповедь блаженства

«Блажени плачущии, яко тии утешатся» 

Поучение 1-e

ОБЪЯСНЕНИЕ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

 1.  Начав с того, с чего преимущественно и начать надлежало, т.е. с заповеди о смирении, Спаситель переходит к другой заповеди, кото­рая, кажется, противоречит мнению целой все­ленной. Ибо, тогда как все почитают радующихся блаженными, а плачущих несчастными, Он вместо первых называет блаженными после­дних, говоря: блажени плачущии.

2.  Но каких плачущих Господь ублажа­ет? И в чем состоит их утешение?

   а) Плач и сетование у людей происходят от различных причин. Плачет богатый, ког­да лишается своих сокровищ. Сетует честолю­бец, когда обходят его почестью. Сокрушается преданный удовольствиям и утехам мира, когда они отнимаются у него. Скорбит завистли­вый, когда видит счастье ближнего своего. Воз­дыхает злобный, когда не может отомстить врагу своему. Но не таких плачущих ублажа­ет Спаситель. Нет, плачущие и воздыхающие о предметах земных не только не заслужива­ют ублажения, но еще достойны осуждения. Ибо плач людей о предметах земных ясно по­казывает, что эти люди прикованы к земле всем существом своим, не знают иных благ, кроме благ земных, иных нужд, кроме нужд плоти, – они далеки от жизни Божией, от жиз­ни святой, истинно-христианской. Притом, плачущие о предметах земных, если не нахо­дят для себя утешения, неизбежно предаются унынию, малодушию, даже отчаянию; а при таком состоянии духа люди неспособны быва­ют ни к чему доброму и, доколи остаются в этом состоянии, они как бы мертвы душой.

 аа) Не тело наше, сотворенное из земли и имеющее возвратиться в землю, а главным образом душа бессмертная, созданная для вечного блаженства, должна быть предме­том наших забот и попечений. Прекрасна была душа человеческая в начале! Созданная по образу Божию, она носила в себе отпечаток совершенств Божеских. Правда, мир и радость обитали в ней. Но, увы! Грех исказил Богопо­добную душу нашу так, что едва сохранились в ней некоторые только черты образа Божия; он лишил нас благодатного общения с Богом.

 Об этой-то потере высоких совершенств души своей и блаженного единения нашего с Богом, – о грехах своих мы должны пла­кать день и ночь. Эти-то плачущие и убла­жаются Спасителем в словах: блажени плачу­щииПечаль по Бозе, говорит святой апостол, соделывает в нас покаяние во спасение (2 Кор. 7, 10). Действительно, печаль о грехах весьма спа­сительна для нас, ибо, происходя из сознания нашей греховности перед Богом, она располага­ет нас к истинному покаянию; слезы умиления омывают наше сердце от скверн греха; вопль сокрушенного сердцем проникает в небеса и низ­водит на нас благодать Духа Святаго, возвращающую душам нашим ту чистоту и невинность, с которой мы вышли из купели крещения, а с воз­вращением невинности возвращается нам и бла­женство наше: блажени плачущии.

 бб) По заповеди Господа, мы должны лю­бить ближних, как самих себя. А кто истин­но любит ближних, тот, видя, как они, впа­дая в грехи, омрачают свою душу и явно устремляются к вечной погибели, не может не скорбеть о них. Вот другой вид плача, уб­лажаемого Спасителем.Так скорбел Моисей, когда израильтяне в пустыне отступили от Бога своего и поклонились златому тельцу (Исх. 32, 31). Так плакал о нечестии и пленении Иерусалима пророк Иеремия (Плач 1, 28). Так скорбел о неве­рии иудеев святой апостол Павел (Рим. 9, 2-3). Так плакал Сам Иисус Христос во время торже­ственного входа Своего в Иерусалим, провидя раз­рушение этого беззаконного города: яко приближися (Иисус), видя град, плакася о нем (Лк. 19,41).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>