(8) О блаженстве

Восьмая заповедь блаженства

«Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царствие Небесное»

Поучение 1-е

ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

 1. Непостижимая для мира эта стезя блажен­ства. Ужасен для плоти нашей таковой путь к царствию. Но, братие, этот путь уже углажен стопами бесчисленных страдальцев. По нему прошло великое множество праведников. Обо­зрите пройденный путь крестный, и пересмот­рите гонимых за правду. С тех пор как водво­рилась на земли неправда, началось гонение на правду и на праведных.

Праведный Авель пал под рукой злобного брата; боговидец Моисей бежал от притесни­теля фараона; кроткий Давид укрывался от же­стокого Саула и от сына своего Авессалома; святой пророк Илия преследован нечестивой Иезавелью. Пророки пострадали от нечестивых царей; креститель Иоанн обезглавлен беззакон­ным Иродом; Спаситель наш Иисус Христос распят жестоковыйными иудеями; апостолы Христовы, как ближайшие участники Христо­вых страданий, большей частью повешены на крестах от нечестивых гонителей; мученики Господни, по повелению языческих императо­ров и князей или пали под секирой, или сгоре­ли на кострах, или потоплены в озерах и реках; пастыри церкви свергались со святительских престолов и умирали в заточении; пустынни­ки добровольно оставляли мир, их недостой­ный (Евр. 11, 38), чтобы уходить достойно своего высокого звания.

 2. а) Что же теперь? Правда, ныне гоне­ние на христианство прекратилось. Но раз­ве совершенно побежден грех? Разве реши­тельно изгнана неправда? Или разве диавол примирился со Христом? Разве он перестал враждовать на Бога и разрушать спасение че­ловека? Нет, братие! Блаженная обитель гони­мых и страждущих вместе с другими блажен­ными обителями отверста будет до скончания мира. Об этом святой апостол Павел ясно сви­детельствует, когда возвещает гонение всем благочестивым, всем христианам. «Вси хотя­щий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2 Тим. 3, 12), — говорит он.

Правда, не все благочестивые подверга­ются одинаковым гонениям, но все подвер­гаются гонениям. Кто стенает от властолю­бия сильных, кто плачет от корыстолюбия богатых, кто угнетается гордостью, кто пресле­дуется злобой, кто порицается завистью, кто уловляется лестью, кто уязвляется клеветой; кого терзают страсти, кого мучит плоть, на кого нападает диавол. Гонение есть необходи­мое последствие благочестия, и тогда только благочестивые перестанут быть гонимы, ког­да перестанут быть благочестивыми. Ибо мо­жет ли тьма соединиться со светом? Может ли неправда сдружиться с правдой, беззаконие с добродетелью? Ежели праведные и благочес­тивые не принадлежат к миру, который во зле лежит (1 Ин. 5, 19): то мир будет ли любить пра­ведных и благочестивых? «Аще от мира бысте были, — говорил Христос ученикам, — мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15, 19)». Действительно, станет ли лю­бить нечестивый благочестивого, порочный добродетельного, гордый смиренного, высо­кий низкого, богатый нищего, корыстолюби­вый щедрого, рассеянный уединенного, сладо­страстный целомудренного? Нет. Первые непременно скажут о каждом из последних: «Уловим праведнаго, яко непотребен нам есть, и противится делом нашим; быстъ нам на об­личение помышлений наших; тяжек есть нам и к видению, яко неподобно иным житие его, и отменны стези его» (Прем. 2, 12, 14, 15).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>