14.2. Мф. гл. 6

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

(в  толковании  византийского 12 века 

ученого греческого монаха и философа

ЕВФИМИЯ ЗИГАБЕНА

    составленная по древним святоотеческим толкованиям).

______________

Глава шестая

___

      1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.  Насадив добродетели, уничтожает далее страсть, кото­рая при них зарождается и опасна для нас, именно — тщеславие, а искореняет оное после насаждения добрых дел, потому что оно возрас­тает не прежде, а после них; тщеславие есть совершение какого-либо доброго дела напоказ людям. И смотри, откуда Он начинает изгонять его. От милостыни, молитвы и поста, потому что оно особенно опасно для этих добродетелей. Так, фарисей молился, с тщеславием указывая на мытаря, и, превозносясь, говорил: пощусь два раза в неделю, даю деся­тую часть из всего, что приобретаю. (Лк. 18, 12). Говорит: смотрите, - пока­зывая, что этот зверь подползает наподобие вора. Сказав: смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми, - не остановился на этом, чтобы ты не оставил нуждающегося потому только, что кто-либо смот­рит,- но прибавил: чтоб они видели васЭтим как бы так говорит «Смотрите, не творите милостыни пред людьми для того только, чтобы они видели; если же вы будете творить ее не для этого, то ничто не препятствует творить ее и пред людьми». Цель имеет значение, а не способ. Ибо и пред людьми делающий (милостыню) может делать не для того, чтобы показать другим, когда кто-либо делает это по одному только состраданию,- и не делающий пред людьми может сделать с тем, чтобы показать другим, когда делает не по состраданию, а для того, чтобы получивший милостыню возвещал о нем. Награды, говорит, вы не имеете у Бога, потому вы снискали себе у людей награду за такую милостыню, именно — похвалу за нее. Между другими словами поме­щает всегда слова: Отче, Иже есть на небесах, увещевая их, как имею­щих Небесного Отца, смотреть выше немного, а вместе с тем побуждая их вести себя достойно такого Отца.

2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 

Продолжает отсоветовать милостыню напоказ. Не воструби, т. е. не объявляй, чтобы знали люди; трубачи трубят для того чтобы слышала толпа. Некоторые же говорят, что лицемеры в то время созывали около себя нищих по­средством трубы. Лицемер — это человек, который из желания уго­дить людям представляется иным, чем есть на самом деле. Маска таких людей есть милостыня, а действительное лицо — славолюбие. Получаютт. е. имеют.

3 – 4. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Сказав, как должно не делать, говорит далее, как должно делать. Здесь левой рукой Он обозначил близких и родных, потому что для тебя ничего нет ближе и родственнее руки твоей. Даже и они, говорит, пусть не знают о милос­тыни десницы твоей. Или это гиперболическая речь: правая рука пусть будет скрыта даже от левой, чем обозначается необходимость большой тайны в этом деле. И еще иначе: правая рука есть добродетель, а левая — порок. Посему порок пусть не знает о делах добродетели через учас­тие в них, но благо пусть совершается без участия порока. Вполне есте­ственно прибавил, что свидетелем ты будешь иметь Бога, Который, подобно отцу, радуется, видя добрые дела детей Своих, — и что ты не потеряешь того, что дашь, но от Него всецело получишь награду за милостыню. Не сказал, откуда должно творить милостыню, именно — из честных кошельков, потому что это всем известно было. Кроме того, Он ублажил алчущих и жаждущих правды.

5.  И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться пред людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Стогны - это узкие переулки, по которым могут идти немногие, пути - это общие улицы, по которым могут идти вместе многие.

6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.   Подобным же образом и здесь, сказав, как должно делать, говорит и то, как должно делать, и этим способом учения Он часто пользовался. Отцу твоему, который втайнет. е. невидимому. И опять прибавил: видящий тайное, воздаст тебе явно, - показывая, что если ты ищешь зрителей, то имеешь вместо всех Самого Бога. Ее: же ты желаешь иметь зрителями и людей, то будешь иметь и их время объявления и воздаяния награды, — не только многих, но все не только людей, но Ангелов, Архангелов и все Небесные Силы. Поэтому, если ты теперь открываешь свои добрые дела, то теряешь и от Бога награду, и сами люди будут презирать тебя, как тщеславящегося. Итак, если, обождав немного, можно и получить награду за добрые дела, быть прославленным пред таким (сонмом), то не глупо ли вовсе и неразумно лишиться того и другого и променять это на теперешнюю ясность. Эти слова должно понимать и таинственно. Клеть - это у прекраснейшее вместилище мыслей; а дверь - место чувств: глаза, уши и пр., через которые входит злое помышление, ограбляющее богатство добродетели. Что же, не должно молиться в церкви? Совершенно должно, но, но не с тем, чтобы показаться людям — так как за это Он осуждал лицемеров, — но с тем, чтобы сделать милостивым к себе Бога. И молящийся среди толпы может не грешить, когда молится не напоказ, молящийся в запертой комнате может грешить, когда делает противоположное. Бог везде смотрит на цель дела. И таких Он назвал лицемерами, как имеющих вид молящихся, а мыслью тщеславящихся.

7. А, молясь, не говорите лишнего, как язычники. Ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Порок многоглаголания называется лишшеглаголанием, когда мы во многих словах просим неприличного, как-то: богатства, славы, власти и тому подобного, что не приносит пользы для души и не необходимо для поддержания тела. Язычниками называет неверующих. Так как они не только просят о неприличном, но и, совершая продолжительные про­шения, думают убедить многословием, то Он порицает это мнение их. Думают, но несправедливо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>