14.3. Мф. гл. 7

  НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

__________

(в  толковании  византийского 12 века 

ученого греческого монаха  и философа

ЕВФИМИЯ ЗИГАБЕНА

      составленная по древним святоотеческим толкованиям).     

_____________________

Глава седьмая

___   

    1.  Не судите, да не судимы будете.   Златоуст в толковании на послание к Евреям говорит, что не судите, да не судими будете сказано о жизни, но не о вере. Подобным же образом, и в выражении: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 3), слово соблюдать, относится к делам, а не к вере. Под судом разумей здесь осуж­дение. Так толкует Лука. Говоря: Не судите, да не судимы будете. Но если кто-нибудь не будет осуждать согрешающего, напр. начальник — подчиненного, отец — сына, или господин — раба, то, несомненно, порок будет усиливаться и произойдет беспорядок. Но здесь говорится не о таком осуждении, которое вытекает из любви к добру и имеет целью исправление зла, потому что дальше повелевается таким образом обличать и связывать: иди, говорит, и обличи его (Мф. 18, 15); и опять: что вы свяжете на земле, будет связано на небе (Мф. 18, 18). Эта речь относится не к начальникам, а к подчиненным, убеждая их не смотреть на чужие дела и не осуждать других вместо того, чтобы смотреть на свои собственные и осуждать самих себя. И апостол Павел гово­рит: ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. (1 Кор. 11, 31). Относятся эти слова и к тем, которые, погрешая в большем, осуж­дают погрешающих в меньшем, потому что несколько далее говорит:что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7, 3). Сучок,- это весьма короткий кусочек дерева.

2.  Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; Тем же осуждением, каким будешь осуждать брата, будешь и сам осужден, т. е. если ты будешь тщательно разузнавать и осуждать незначительные погрешнос­ти его, то и твои незначительные погрешности тщательно будут иссле­дованы и осуждены во время Страшного Суда.

2.   и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И какою мерою строгости ты измеряешь его поведение, т. е. что он насколько именно должен был обращать внимание (на свое поведение и жизнь),- такою же измерится и твое поведение. Эти слова обозначают, что с тебя Бог взыщет с такою же строгостью, с какою ты взыскиваешь с брата. Следу­ет заметить, что подобно тому, как в том случае, когда мы отпустим своим должникам, и Бог нам отпустит, так, если мы не осудим брата, и нас не осудит Бог. Удивительная сила заповедей, легких для исполне­ния, но доставляющих нам великое спасение! Итак, что же? Если брат блудодействует или погрешает в чем-либо другом подобном, неужели мне не должно исправлять его, но молчать? Исправляй подобно врачу, как брата, а. не осуждай враждебно, как ненавистного. Не сказал же Он: не удерживай согрешающего, но: не суди. И апостол Павел сказал: Кто ты осуждающий брата своего? Пред своим Господом стоит он, или падает. И опять: А ты что осуждаешь брата своего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. (Рим. 14, 4, 10). И действительно, осуждать неподчи­ненного свойственно душе фарисейской и оправдывающей самое себя.

3.  И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Сучком указал на весьма малую погрешность, а бревном — на весьма большую, потому что бревно — весьма длинная колода. Этим желает сказать: каким образом ты усмат­риваешь в душе брата своего незначительный грех, а в своей и весьма тяжкого не замечаешь? Всякий лучше знает свои, чем чужие, и лучше видит большие, чем меньшие.

4.  Или, как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоем глазе бревно? Или каким образом ты при­мешься врачевать его, когда сам весьма нуждаешься во врачевании? Вот — бревно в глазе твоем.

5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Такого назвал лицемером, пото­му что он присваивает себе обязанность врача, а удерживает за собой место больного, или — потому что он старается выведать чужой грех под предлогом исправления, и делает это с целью осуждения. Если ты делаешь это, заботясь о своем брате, то позаботься прежде о самом себе, так как ты согрешил больше его; а если ты пренебрегаешь самим собою, то ясно, что ты и его не любишь, потому что всякий больше любит самого себя, чем брата. Следовательно, не для исправления, а для осуж­дения ты обнаруживаешь (преступления брата). Итак, видишь, что Он не запретил врачевать других, если ты желаешь этого; но повелел преж­де них врачевать самого себя, потому что врач должен быть здоров. Это, и подобное этому, Он узаконил, не отклоняя, как сказано, от взаимного исправления, но сдерживая нерадение о собственных делах. Двойное осуждение ожидает того, который, сам будучи виновным в больших преступлениях, тщательно разведывает о незначительных погрешностях других.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>