17.1. Толкование на Мф. 5, 14 —19

Толкование

  на Евангелие от Матфея

       в неделю Святых Отец Седьмого Вселенского собора.

   (Матф.  5,  14 — 19).

 

        14.   Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15.  И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме.  16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небесного.  17.  Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.  18. Ибо истинно говорю вам. Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все.  19.  Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

      Совершает ныне святая православная Церковь празднество Богоносных Отцев святаго Вселенскаго собора. Сии Святейшие мужи, числом триста шестьдесят пять, по благоволению благочестивейших и Христолюбивых царей, Константина и матери его Ирины, Божественною ревностию воспаляемые, собрашася в знатный град Никею, якоже при равноапостольном Константине, первом христианском царе, собиравшиеся на первый Вселенский соборе. Те, изобличив блядословное [1] учение Ария, исповедали воплощенное Слово, Господа нашего Иисуса Христа, единосущным Отцу: сии же, расторгнув сплетения и хульныя суждения иконоборцев, установили почитать благочестиво, но не Божественне покланяясь, лобзать святыя иконы, и чрез таковую честь и поклонение возводя наш ум на самая первообразная изображенных: купно же предали анафеме всех, как тогда бывших еретиков, так и после того дерзавших научать или мудрствовать несообразная и противная православным догматам веры. Сей святый седмый собор был конечным из седьмочисленных Вселенских соборов. Почему не непристойно относить к ним можно сказанное Святым Духом чрез Соломоновы уста: премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь (Притч. 9, 1). Ибо сия седьмочисленные вселенские Соборы без всякаго сомнения составляют седмь столпов, поддерживающих истинные догматы изложенных членов, которым научают в Божием доме, то есть Христовой Церкви, и утверждающих уложенными правилами святые человеческие обычаи. Сих убо мы седьмого собора Божественных отцев почествуем, яко ревнителей православия, учителей веры, общих благотворителей человечества, святых мужей, и яко светильников, светом добродетели и истинным учением нас просветивших во всякой истине. Церковь же Божия в честь их и похвалу предлагает ныне Евангельския слова, касающияся сих Богоносных отцев, яко содержащия знатнейшия их свойства и нам великую доставляющия душевную пользу, если только сим и сих толкованию со благоговением внимаем.

     Матф. 5, ст. 14 и 15    Рече Господь Своим учеником: вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть.

     Светом мира назвал Богочеловек Своих учеников. Ибо как чувственный солнечный свет лучами своими просвещает телесныя очеса, и люди видят и разсуждают о всем сущем в мире: так Богопроповедники и Апостолы просветили душевныя очеса Евангельскою проповедию, и просвещенные познали и уверовали в истину небесных вещей. Вы есте свет миру, то есть, душевное просвещение всех земных человеков: град, сказал, тот, который стоит на верху горы, не может быть скрытым от человеческих очес; ибо все видят, ниже когда возжигают светильник и кроют под спуд (есть мерный сосуд, которым меряют жито, ячмень и сему подобная), но полагают его на свещнице, да светит всем сущим в доме. Какой же конец есть сих слов, и чему Господь наш Иисус сими научает? Со Апостолами беседовал, говоря: поколику Бог соделал вас проповедниками веры, известны есте и всеми людьми видимы, якоже и град поставленный на горе; чего для явите себе непорочными и святыми, да отвсюду сияя как благодатным светом, так и светом добрых дел, просветите весь мир. Поколику Бог избрал вас проповедниками веры, не скрывайте Евангельской проповеди ради небрежения, или страха, но являйте оную на свещнице, то есть ревностно возвещайте всей вселенней, и освещайте всех в сем мире, яко в некоем дому обитающих человеков. Подтверждается же сие и следующими словами:

      ст. 16    Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех.

  Ужели Господь сими словами научает Апостолов творить добрыя дела для похвалы и тщеславия? Да не будет. Не сказал: старайтеся показать людям ваши добродетели; не сказал: являйте пред людьми добрыя ваши дела; но: тако да просветится свет ваш пред человеки, что означает: да будет ваша добродетель многая, великая и богатая. Таковая же добродетель не может скрыться, хотя бы делатель оныя всячески старался сию утаить, но явною бывает людям и сияет яко чистый свет и освещает. Сказал: пред человеки, а не пред Богом, — ибо Богу открыты суть и самыя тайныя добродетельныя слова. Что же таковый есть смысл выше предложенных словес, являет сие: и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех. Славолюбивый и тщеславный человек творит добрыя дела для своей, а не для Божеской славы. И так Богочеловек, определив и означив, что конец творящаго добродетель есть Божия слава: да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех, ни малаго не предполагал в Своем учении тщеславия и славолюбия. Ибо прославляют люди Бога, видя добродетельныя дела, иные сокрушая сердце и обращаяся к Богу, а иные укрепляяся в добродетели, и преуспевая в преславных оныя делах, другие же — возводя свой ум к Богу, подателю и источнику добродетели, воспевая Его и славословя. Предложив же о сем Господь, обращает Свое учение к другому, говоря:


[1]   блядословить – лгать, ругать, злословить, порицать.  (примеч. набор.)  блядословие  –  болтливость, пустословие, словопрение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>