17.2. О меньших заповедях

____

 Беседа

   о  меньших  заповедях.

 

    Разсматривая конечныя слова нынешняго Евангелия (Матф. 5, 14-19) и разсуждая о том, какия суть меньшия заповеди, купно вникая в жизнь и наше существование, толиким страхом объемлется душа моя, что почти совершенно отчаяваюся о вечном нашем спасении. Послушайте, какия суть те заповеди, которыя Владыка всех назвал меньшими. Кто, сказал, гневается всуе, то есть ради плотских мирских причин, на своего брата, тот грешит и виновным бывает суда: всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду (Матф. 5, 22). Кто, нерадя о телесном состоянии своего брата, скажет ему: рака и рубищем одетый, повинен будет в день суда пред ликом святых: иже аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу. А кто, насмехаяся душевному его дарованию, назовет его уродом, тот повинен геенне огненней: а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней. Коликочастно же мы и ради самых малейших временных вещей гневаемся и негодуем на ближних наших? Коликочастно нечувствительным почти образом исходят из уст наших презрительныя и ругательныя слова, касательно телеснаго состояния и душевнаго расположения наших ближних, еще гораздо поносительнейшия и ругательнейшия, нежели  рака, и уроде!

    Если, говорит, приносишь дар твой на жертвеннице, то есть, когда приносишь в церковь хлеб, вино, воск, елей, фимиам или другое что, и вспомнишь о обиде, нанесенной твоему ближнему, хотя бы была малая, хотя бы великая: не смей приносить твоего дара, но оставь его там, пред жертвенником, и шед прежде примирися с братом твоим, потом принеси Мне твой дар. Аще убо принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Матф. 5, 23 и 24). Для чего же? Ибо Бог не приемлет дары от нелюбящих Его, понеже кто не любит, но вредит своему ближнему, тот ниже Бога любит: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть; не любяй бо брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1 Иоан. 4, 20)? Коликожды же руки наши приносимые дары к Богу посвящают Богу, но сердце наше бывает исполнено вражды на ближняго? Коликожды же приносимые дары таковые, которые стяжали со вредом ближняго, и ласкаяся таким образом, радуемся, чая и уповая, что таковые дары суть приятны и угодны Богу?

      Если тобою обиженный влечет тебя на суд, примирися, сказал, с ним немедленно на пути, ведущем к судилищу, да не предаст тебя судии, судия же повелит рабу своему заключить тебя в темницу, и тамо дотоле пребудешь, пока воздашь тобою обиженному требуемая: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант (Матф. 5, 25 и 26). Видиши ли, како и в настоящей жизни убеждает нас Богочеловек, удаляялся неправд, бывающих причиною гнева, вражды и злобы, быть непреклонными в любви, любить ближних наших, якоже самих себя. Но сколько находится хранящих сие полезнейшее узаконение? Сколько желающих примириться с обиженными, не входя в суд? Очень редкие и весьма малые.

      Воззревый на жену с тем намерением, да возбудит в своем сердце худое пожелание, и таковый заражает душу свою грехом любодеяния: всяк воззревый на жену, ко еже любодействовати ю, уже любодействова с нею в сердце своем. Сказав же о сем Господь, предложил  и  средство, чрез которое можем избегнуть таковаго вреда, если восхощем. Бегай, сказал, и отвращайся от соблазняющаго тебя лица, хотя бы  был  сродник  и  домашний, хотя бы нужный  яко десное твое око и  десная  твоя рука: аще же око твое десное соблажняет тя, изми е, и верзи от себе: и аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю, и верзи от себе (Матф. 5, 29 и 30). Горе же нам! Кто сохранит сию Господню заповедь, которая не токмо препятствует в творении греха, но совершенно исторгает и вину худаго вожделения? Мы, несчастные, либо ласкался, что таковое плотское и пленительное удовольствие не есть грех, либо надеяся, что хотя и подвергаемся плотскому вожделению, но не осуждаемся с творящими грехи, как нерадим о избежании от соблазняющих лиц, так часто с намерением всячески ищем сообращения с таковыми!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>