17.5. Толкование на Мф. 6, 22 — 33

Толкование

на Евангелие от Матфея

неделю 3-ю.

(Матф. 6, 22 — 33).

                 

      6, 22.   Светильник телу есть око: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. 23. Аще убо свет иже в тебе, тма есть, то тма кольми? 24. Никтоже может двема господинома работати. Любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне. 25. Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди? 26. Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? 27. Ктоже от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един? 28. И о одежди что печетеся? смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут. 29. Глаголю же вам: яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих. 30. Аще же сено сельное днесь суще, и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас маловери? 31. Не пецытеся убо, глаголюще, что ямы, или что пием, или чим одеждемся? 32. Всех бо сих языцы ищут. Весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех, 33. Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.

   Святое нынешняго Евангелия учение содержит великую глубину душеполезных мыслей. Почему если кто не с достодолжным вниманием читает оное, то найдет и смысл трудным, и сочинение слов без надлежащей связи, и заповеди, по немощи естества нашего, неудобоисполнительными. Но если кто испытает Евангельские слова, по заповеди Господней, с должным вниманием и любоиспытанием, то и смысл покажется ясным, и связь слова удивления достойною, и заповеди нетрудными и спасительными. Таковый в сих Евангельских Спасителя нашего словах во первых узрит, каковая предосторожность нужна есть душе человека, да не возобладает им пагубная сребролюбия страсть; потом услышит Божественные ответы на представления, бываемыя от ослепленных сребролюбцев, и обличения на их маловерие и суемудрое ослепление; наконец познает, каким образом Божественный учитель возвышает человеческое сердце от многотруднаго мятежа мирских похотений и возжигает в душах пламень Божественныя любве. Таковому убо небесному учению с ревностью и любовию внемлите.

    Матф. 6, ст. 22   Рече Господь: светильник телу есть око: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет.

    Светильник телу есть око. Аще око твое будует просто, то есть здраво, то все тело твое будет светло, то есть: всякое движение частей и членов тела твоего бывает тогда благовременно, пристойно и так как бы среди света производимое. Руки благопристойно протязаешь, принимая что, либо приближаясь к чему, либо чего касаясь, либо что неся, либо бегая, либо скача; каждый из членов телесных по надобности двигаешь, как хочешь, и все вообще тело безошибочно образуешь по своему намерению, стоя, сидя, наклоняяся, лежа, востая.

     ст. 23   Аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тьма есть: то тьма кольми?

   Если же око твое лукаво будет, то есть, повреждено и болезненно, то все твое тело темно будет; всякое, то есть, движение твоего тела будет совершенно, непорядочно и подобно бываемым ночью и в темном месте. Движения твои тогда бывают такия же среди света, каковы они бывают среди тьмы, при здравствующих очах. Итак если очи твои, свет сущие твоего тела, будут темны: то колико темнее и несовершеннее будут движения тела по свойству темнаго? Но какую цель имеют сии Спасителя нашего слова? Какой прикрывают смысл сии имена? Светильник значит наставника, по сему: светильник ногама моима закон твой, (Псал. 118, 105), то есть, наставник мой закон Твой. Око же значит разум: понеже разум и видит, и слышит. Тело же означает расположения и производимыя посредством тела дела, из коих добрыя суть светлыя, а худыя и непотребныя — темныя. И так, весь иносказуемый смысл в сей притче есть таковый: наставник каждаго телеснаго расположения и действия есть разум. Если разум твой есть прост и непорочен, то и расположения и дела тела твоего бывают благия и Богоугодныя; если же разум твой лукав, то и всякое расположение и действие твоего тела бывает лукаво и развращенно. Поелику, если твой разум, данный тебе от Бога для просвещения и руководства твоего, помрачится лукавыми помыслами, то кольми паче будут темны и развращенны расположения и пожелания тела твоего, сущыя тьма, поелику стремятся и клонятся всегда ко греху. Если военачальника око лишится света, то под его начальством водимые воины коликое потемнение и смущение претерпят! Если кормчий ослепнет, то колико возслепотствуют управляемые им мореплаватели! Если разум непрестанно помышляет о лукавых делах, то и деяния мои без сомнения должны быть гнусны и лукавы: ибо разум наставляет, разум управляет, дело за разумом последует. Каковыя суть в разуме помышления, таковыя и человеческия действия. Почему необходимо нужно присное, безпрерывное иметь внимание на охранение чистоты, непорочности ума нашего. Поелику же Богочеловек представил слово о умозрении и деянии, о наставнике и наставляемом, о разуме и теле; то, дабы мы не погрешили, думая, акибы разум наш можем мы посвящать Богу, а тело — суетности, и следственно двум господинам работать, присовокупил и нижеследующее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>