(Мк. 8, 34 — 9,1) Архиеп. Никифор (Феотокис).

 

Толкование на

евангелие от Марка в воскресенье третье. 

   (Ев. Мк.  8, 34 — 9, 1).

                  

       8, 34.  И призвав народ со ученики Своими, рече им: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе; и возмет крест свой, и по Мне грядет.  35. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелиа, той спасет ю. 36. Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? 37. или что даст человек измену на души своей? 38. Иже бо аще постыдится Мене, и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангел святыми. 9, 1.  И глаголаше им: аминь глаголю вам: яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят царствие Божие пришедшее в силе.

        Очень трудным кажется начало всякаго подвига: ибо представляется пред очами нашими весь труд, каковый подъять должно к совершению таковаго начинания; чего для начало называется срединою всего дела. Начало есть половина всего. На половине подвига предпринятый многий труд приводит нас в безсилие; безсилие же являет остальную половину еще неудобнейшею пред началом всего. Но при конце подвига, хотя по приумножению немощи изъявляется неудобство, но поелику видим приближающийся конец, радость немощь отторгает и разрешает неудобство. На половине убо всякаго труднаго подвига паче всего встречается неудобство. Посему-то многие, совершивши половину подвига, но пришедши в слабость и безсилие, оставались далее неключимыми в своих начинаниях. Се мы, христиане, благодатию Божиею достигли до самой почти половины постнаго поприща, и уже как в безсилие пришли, так и труд приумножился. Но дерзайте! Се нам два открыты суть крепкия и довольнейшия вспоможения: первое из сих всесвятый Крест, живоносное древо, мирская радость, верующих крепость, праведных утерждение, грешников надежда. Сего для ныне предлагает нам его святая матерь наша — Христова Церковь, да, благочестно сей лобызая, восприимем благодать и силу к совершению постнаго Божественнаго поприща. Второе вспоможение есть Владычний глас нынешняго Евангелия, призывающий нас, да возьмем крест свой и последуем зовущему Христу. Почему ныне таковый глас и благовествуется, да подкрепит сердца наши силою Божественныя благодати, и да таким образом ревностно совершим святый поста подвиг. Но известно, что всечестное Креста древо всякий зрит, и всякий с верою и благоговением лобызая, приемлет Божию благодать и силу; Евангельский же глас требует объяснения, да каждый, познав сего разум, просветится Святым Духом и укрепится Божественною благодатию. И так, якоже благоговейно лобызаете честный Крест, тако с ревностию внемлите и объяснению Евангельскаго слова.

 Мк. 8, ст. 34  Рече Господь: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет.

    Видиши ли Божественную премудрость и преславное величество? Не принуждает, хотя и имеет могущество, ни повелевает, хотя имеет власть; но, не нарушая каждаго свободнаго произволения, призывает только всех, желая яко Человеколюбец всем спастися. Кто, говорит, по собственной своей воле и изволению хощет по Мне ити, – быть, то есть, Моим учеником и ревнителем Моих дел, – таковому должно три следующия исполнить обязанности: отрещися самого себе, взять свой крест и последовать Мне. Но кто таковый разумеется чрез самаго себе, и какой есть каждаго свой крест? Чрез самаго себе разумеется Апостолом Павлом называемый ветхий человек (Римл. 6, 6), коего оный же Павел называет греховною плотию: ибо после падения прародителей прилежит человеку помышление на злая от юности его (Быт. 8, 21). Сего-то убо ветхаго греховнаго человека советует нам отрицаться. Но како можем сие сотворити? Таковым же образом, каковым отрицаемся от другаго какаго либо человека. Но како можешь отрещися от друга твоего, либо от сродника твоего? Отвращаяся от него, и удалялся и гнушаяся всеми его деяниями. Тогда, следовательно, отрицаемся от самих себе, когда бегаем плотския любви и отвращаемся от всех лукавых ея вожделений: крест же собственный каждаго разумеется умерщвление страстей и всех неистовых прихотей. Тогда, следовательно, носим крест свой, когда умерщвляем страсти наши и все неистовыя пожелания: а иже Христовы, то есть рабы Иисуса Христа, плоть распята со страстьми и похотьми (Галат. 5, 24). Но понеже как древле некоторые чрез многую скорбь и труд укрощали телесныя страсти, так и ныне многие Иудейские пустынники мучительски разными образы измождают свою плоть, как мы собственными нашими глазами видели, но поступают так, не последуя Христу, но работая своей страсти тщеславия и предосудительной своей мечтательности, желая того, да им люди удивляются и их похваляют: того для Господь сказал не только сие: да отвержется себе и возмет, крест свой, но и сие присовокупил: и по Мне грядет. Сия убо есть вся сила сих Евангельских слов: кто хощет быть учеником Иисуса Христа, тому должно отвратиться и возненавидеть всякое беззаконие, умертвить все свои страсти и все неистовыя свои вожделения и последовать, то есть, ревновать делам Иисуса Христа. Показал же Богочеловек купно и то, для чего Он требует сих трех обязанностей от Своих учеников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>