(Мк. 8,34 — 9,1) Архиеп. Никифор (Феотокис). О самолюбии

___   

Беседа  о  самолюбии. *

 

     Сие самое Евангелие (Мк. 8, 34 — 9, 1), которое ныне слышали, было объясняемо и в третию неделю великаго поста: поколику же тогда все объяснено, того для ныне обращаем внимание к сим единым словам Господа Иисуса: иже хощет по Мне ити да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Марк. 8, 34). И вопервых, нужно разсмотреть, что было Богочеловеку случаем предлагать сие учение? Известно же, что Он, когда не обинуяся учил, яко Самого Себя предает на страсть и смерть ради спасения человеческаго рода, и когда Петр противоречил Ему в сем деле, тогда Он, вопервых, обличив Петра, назвал его сатаною: иди за Мною сатано, яко не мыслиши, яже суть Божия, но яже суть человеческа (ст. 33); потом, призвав народ и Самих учеников, сие немедленно предлагал учение: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Во вторых, разсуждая о количестве греха Петрова, видеть можно, что он настоял Иисусу Христу в том, да Он сохранит Свой живот, и оставит человеческое спасение, то есть, да возлюбит Самого Себя, а не других, — что то же значит, что убеждать Иисуса Христа сотворить  грех самолюбия, так как искушал сатана, да впадет в гордость и любостяжание. Видеть также можно и на толкователях сих Господних словес, утверждающих, что отвержением самого себя назвал Господь отвержение плотских вожделений и презрение своей жизни, и что сии слова не другое  что значат, как токмо то, что каждый из учеников Христовых должен готовым быть за веру в Него претерпеть скорби, беды, гонения, мучения, и напоследок смерть при случае нужды. Явствует же, что сие толкование не только подтверждает здравый разум, но и следующия слова Иисуса Христа: иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелиа, той спасет ю (Марк. 8, 35). Признаться можно и исповедовать, что нам быть таковыми, презирать и отвергать свою жизнь, не другое что препятствует, как токмо самолюбие, которое и подало случай Иисусу Христу предложить сие небесное учение. Верить, говорю, можно, что кто преодолеет страсть самолюбия, без сомнения, тот понесет крест свой и последует Иисусу Христу. Признаем же сие, разсудив, что есть самолюбие и от чего оно раждается.

  Бог, насадивый любовь в человеческом естестве, яко нужную для каждаго особенно, и для всего человеческаго рода, положил в ней два предела: когда любовь не выходит из пределов и каждому и для всех бывает полезнейшая и спасительная; когда же не содержится в своих пределах, бывает вредная и душегубительная. Первый предел любви есть, любить Бога не токмо паче всех земных и небесных вещей, но и паче самого себя, то есть своея жизни. Вторый же предел любви есть, столько любить ближняго своего; сколько самого себя. Люди весьма часто и, так сказать, безчувственно нерадят либо о едином, либо о другом, либо об обоих купно сих пределах: и от сего нерадения раждается самолюбие, которое ничто другое есть, как токмо чрезмерная любовь нас самих, то есть, вящшая не токмо любви, долженствуемой к ближнему, но и самой любви, долженствуемой к Богу. Кто не токмо ближняго, но ниже Бога любит столько, сколько самого себя, таковый есть самолюбец.


*  В неделю по Воздвижении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>