Мф. 5, 21 — 26

5:21-26

ПЕРВЫЙ  ПРИМЕР  НОВОГО  ДУХА:  НЕ  УБИВАЙ

21  Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

           

   Обзор: Заповеди Христовы включают в себя закон, но закон Христовых заповедей не содержит (Анонимный комментарий). В то время как ветхий закон запрещает нам убивать, Евангелие учит нас не гневаться без причины, чтобы удалить сам корень греха от наших сердец (Хроматий Аквилейский). Иисус, как учитель, призывает учеников перейти на более высокий уровень (Иоанн Златоуст).

    Тот, кто называет безумным человека, преисполненного Святым Духом, становится повинным перед собранием святых (Иларий Пиктавийский). Бог, видящий намерения человека, приведет повинного в насмешке над братом на суд святых, поскольку насмешка над одним — оскорбление всех (Петр Хризолог). Если человек не в состоянии обуздать язык, нужно обращаться к Богу (Августин Иппонский). Когда Сам Господь называет безумцами людей, которые далеки от праведности, Он делает это не по гневу, но ради истины (Феодор Мопсуестийский).

   Приносимый Богу дар не будет принят, покуда приносящий его не примирится с братом (Хроматий Аквилейский). Ненавидящий подобен убийце (Феодор Мопсуестийский). Иисус не принимает жертву почитания без жертвенной любви и примирения с братом (Иоанн Златоуст). Не любящий брата своего не любит Господа (Кирилл Александрийский). Любовь между братьями должна предварять приближение к алтарю (Иероним Стридонский, Августин Иппонский). Ты первым должен просить прощения (Анонимный комментарий). Без примирения с соперником вы оба будете преданы наказанию на суде Христа (Анонимный комментарий). Не слушая совести, подвергаешься большой опасности (Ориген). Соперник — это Святой Дух, действующий через совесть (Хроматий Аквилейский). Не медли примиряться с другими людьми, пока не началась большая вражда (Иоанн Златоуст, Иероним Стридонский). Отсекай само намерение греха, прежде чем оно станет воплощаться в дело (Ориген).

5:21   Сказано древним: не убивай

Это было сказано древним

Хотя Он Сам дал эту заповедь, но пока говорит о ней безлично. В самом деле, если бы Он сказал: «вы слышали, что Я говорил древним», то слушатели не приняли бы этих слов и оскорбились. А если бы сказал: «вы слышали, что сказано древним от Отца Моего» и добавил бы: А Я говорю вам, то это показалось бы им великой самонадеянностью. Поэтому Он просто говорит: что сказано, желая показать этим только то, что, говоря так, Он пришел в надлежащее время. Из слов «что сказано древним» видно было, что уже прошло много времени с тех пор, как иудеи получили эту заповедь. Он сделал это, чтобы пристыдить слушателя, уклоняющегося от восхождения к высшим заповедям; подобно тому, как учитель говорил бы нерадивому ребенку: неужели ты не знаешь, сколько потерял времени, изучая грамоту? То же подразумевал и Христос под именем древних. И, призывая отныне слушателей к высшему учению, Он как бы говорит: вы уже достаточно времени изучали это; следует, наконец, устремиться к высшему. Замечательно и то, что Господь не смешивает порядок заповедей, но начинает с первой, с которой начинается и закон. Ибо этим Он показывает согласие [Его учения с законом]. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Заповеди совершенной веры

Вот что сказал Господь: Я пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф 5:17). То есть к этой краткой фразе можно добавить: изменить к лучшему предписания закона. Поэтому и святой апостол сказал: Итак, мы уничтожаем закон верой? Никак; но закон утверждаем. Необразованному и грубому народу даны были заповеди праведного закона, обученному же и верующему передаются евангельские заповеди совершенной веры и небесной правды. Закон предписал не убивать. А Евангелие — не гневаться без причины, чтобы удалить всякий корень греха из наших сердец, потому что гневливость может довести до убийства. (Хроматий Аквилейский, Трактат на Евангелие от Матфея).

Заповедь Христова включает в себя и закон

Это исполнение закона стало благоприятным согласно образу жизни. Ведь Христос, поступая так и научая, исполнил закон, а не нарушил. Ибо заповедь Христа не противоречит закону, но шире закона. Заповедь Христова включает в себя закон, но закон не включает в себя заповедь Христову. Исполняющий заповеди Христовы по умолчанию исполняет в них и закон. Ибо кто не гневается, конечно же, и не убивает; а кто исполняет заповедь закона, необязательно исполняет и заповедь Христову. Часто бывает, что человек, хоть и не убивает, опасаясь возмездия, но впадает в гнев. Стало быть, ты видишь, что закон исполняется благодатью, а не отменяется? Далее, без этих заповедей Христа не могут устоять и заповеди закона.

Ибо если дать волю гневу, то появится и повод к человекоубийству. Ведь убийство рождается от гнева. Устрани гнев, не случится и убийства. Потому что всякий, гневающийся напрасно, желает совершить и человекоубийство, хотя и не совершает его из страха. Потому скорбь не столь велика, как если бы [убийство] было совершено, но согрешение гневающегося почти такое же. Поэтому Иоанн в своем каноническом послании говорит: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3:15). Взгляни на премудрость Христову. Желая показать, что Он есть Бог, Который некогда говорил в законе, а ныне дает заповеди в благодати, ту заповедь, которую Он положил прежде всех в законе, ее же положил и ныне в начале Своих заповедей. В законе в начале было написано: Не убивай (Исх 20:13). Потому и здесь сразу Он начал с убийства, чтобы в согласии заповедей обнаружилось, что Он есть Дающий и закон, и благодать. Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Значит, не напрасно гневающийся не будет виновен. Ведь если не будет гнева, то не нужно наставления, не будет судов, нет нужды наказывать преступление. Значит, справедливый гнев — мать учения. Таким образом, если гневающиеся имеют причину, то не только греха не совершают, но, напротив, согрешили бы, если бы не разгневались. Ибо терпение сеет неразумные семена, вскармливает беспечность и толкает ко злу не только дурных людей, но и добрых. <…> Гнев, когда на то есть причина, не гнев, а суд. (Анонимный комментарий).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>