Мф. 5, 27 — 32

5:27-32

ВТОРОЙ  И  ТРЕТИЙ  ПРИМЕРЫ:  ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ  И  РАЗВОД

27  Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.        

Обзор: Как гнев — матерь убийства, так похоть — матерь прелюбодейства (Анонимный комментарий, Хроматий Аквилейский). Душа создана была, чтобы иметь власть над собой, потому она свободна. Она способна избегать гнева, если так возжелает. Она способна избегать вожделения, если захочет. Бог не направляет Свои заповеди плоти так, как если бы она была оторвана от души (Анонимный комментарий). Кто разжег однажды пламя вожделения, тот и в отсутствие увиденной женщины постоянно представляет себе образы постыдных дел, а от них часто переходит и к действию (Иоанн Златоуст). Лучше лишиться даже самых полезных и необходимых членов, наподобие глаза или ног, чем из-за порочной привязанности дойти до общения с геенной (Иларий Пиктавийский). И самое лучшее в нас может быстро превратиться в порок (Иероним Стридонский). Если глаз символизирует епископа и если он неправильной верой и позорным образом жизни возмутил Церковь, подобает его вырвать, то есть удалить от тела Церкви, чтобы народ не считался ответственным за его грех (Хроматий Аквилейский). Принято полагать, что правая рука — это воля души, а левая — воля тела (Анонимный комментарий). Если твой духовный наставник, твоя правая рука, становится препятствием и ведет тебя ко злу, следует отсечь эту связь (Августин Иппонский). Не нужно щадить даже, как кажется, самых необходимых вещей, если через них грозит прийти вред (Аполлинарий).

    Господь повелевает хранить брак нерасторжимым законом, показывая, что закон брака изначально был установлен Самим Христом (Хроматий Аквилейский). Христианин не только должен сам не оскверняться, о и не давать повод делать это другим (Анонимный комментарий).

   Муж, дающий разводную, дает жене повод прелюбодействовать (Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский). Жена остается телом мужа, потому что они — одна плоть (Феодор Мопсуестийский).

5:27-28    Уже прелюбодействовал с нею в сердце своем

Не от природы, а от нерадения

В самом деле, Он не просто сказал: «Кто пожелает», потому что можно и сидя в горах желать, но: Кто смотрит с вожделением (Мф 5:28), то есть кто сам накапливает в себе вожделение, кто без всякого принуждения вводит этого зверя в свой спокойный разум. Ибо это происходит уже не от природы, а от нерадения. Это порицается еще в Ветхом Завете, когда говорится: Не засматривайся на чужую красоту (Сир 9:8). Далее, чтобы кто не сказал: «А что, если я посмотрю, но не буду увлечен?», Христос налагает наказание и за сам взгляд, чтобы ты, полагаясь на безнаказанность, потом не впал в грех. «А что, — скажет кто-нибудь, — если я посмотрю и пожелаю, но ничего дурного не сделаю?» И в этом случае ты равен распутнику. Ибо Законодатель определил, и не следует более любопытствовать. Когда ты посмотришь так один, два, три раза, может быть, еще сможешь сдержаться, но если постоянно будешь так поступать и разожжешь пламя, то непременно будешь побежден, потому что ты не выше человеческой природы. Подобно тому как мы, видя ребенка, держащего нож, хоть он и не поранился, наказываем его и запрещаем впредь прикасаться к нему, так и Бог осуждает нескромный взгляд еще прежде преступления, чтобы нам однажды не впасть в преступление. Ибо кто разжег однажды [страстное] пламя, тот и в отсутствие увиденной женщины постоянно представляет себе образы постыдных дел, а от них часто переходит и к действию. Поэтому Христос запрещает воображение такой связи в сердце. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>