Мф. 5, 33 — 48

5:33-48   

ЧЕТВЕРТЫЙ,  ПЯТЫЙ,  ШЕСТОЙ  ПРИМЕРЫ:  

КЛЯТВА,  ОТМЩЕНИЕ  И  ЛЮБОВЬ

___

 33  Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. 38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда ? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

         

    Обзор: Закон запрещает давать ложную клятву, а согласно Евангелию вовсе нельзя клясться (Хроматий Аквилейский). Живущие в простоте веры не нуждаются в клятвах (Иларий Пиктавийский). Если бы соперник твой верил, что ты дашь верную клятву, он никогда не стал бы вынуждать тебя клясться (Анонимный комментарий). Не боготвори ничего тварного и не клянись им (Кирилл Александрийский). Клянущийся земными вещами ясно указывает на Того, Кто есть Творец всего земного (Хроматий Аквилейский). Всю славу воздавай Богу (Иоанн Златоуст).

  Если мы станем следовать указанию закона платить злом за зло, то все станем злыми и тем самым разрушится само основание закона (Анонимный комментарий). Мы успешнее противостоим злу, если сами незаслуженно страдаем (Иоанн Златоуст). Господь хочет, чтобы надежда нашей веры, устремленная в вечность, испытывалась такими вещами, что сама способность переносить обиду свидетельствовала бы о нас на будущем суде (Иларий Пиктавийский)! Если обидчик ударит по правой щеке, праведный предложит ему логическое и этическое учение, пристыжая его и побуждая прекратить обвинение (Ориген). Если вдруг клеветник или искуситель для испытания нашей веры затеет тяжбу, желая отнять наше, Господь повелевает нам добровольно отдать ему не только то, чего он несправедливо добивается, но и то, чего он не требует (Хроматий Аквилейский). Как Иосиф оставил свою одежду в руках распутницы и бежал в лучшей одежде чистоты, так и ты брось одежду в руках обидчика и беги в лучшем одеянии праведности (Анонимный комментарий). Господь хочет, чтобы у нас все было общим — и тела, и имущество, и мы отдавали их как бедным, так и тем, кто нас обижает (Иоанн Златоуст). После указания на Бога Отца проведи его путем истины до познания Сына и Святого Духа, показывая ему, что верить следует не только в Отца, но и в Сына и Святого Духа. Духовное значение другого поприща в том, чтобы после указания на Бога Отца провести человека путем истины до познания Сына и Святого Духа, показывая ему, что верить следует не только в Отца, но и в Сына и Святого Духа (Хроматий Аквилейский). Богатого нельзя ни испытать, ни узнать долготерпением, поскольку никто не спешит нанести ему оскорбления; он испытывается и узнается по щедрости (Анонимный комментарий). Даром получив, даром и раздавайте (Иероним Стрионский). Давать следует на то, что приносит пользу, будь то друг или враг, верующий или неверующий (Феодор Мопсуестийский).

   Господь велит нам любить врагов не столько для того, чтобы мы их любили, сколько для того, чтобы мы сами отвращались от всякого зла (Анонимный комментарий). Христос не требует невозможного (Феодор Мопсуестийский). Если ты будешь врага ненавидеть, ты нанесешь этим больший вред своей душе, чем его телу (Анонимный комментарий). Духовным возрождением мы делаемся сынами и усыновляемся в Царство Божие не как чужие, но как Его создания и дети (Августин Иппонский). Любящий своего врага любит не для себя, а для Бога, и поэтому имеет великую награду, ибо поступает вопреки своей душевной склонности (Анонимный комментарий).

   Духовное значение солнца и дождя основано на буквальном значении. Духовное значение солнца как истины основано на буквальном значении солнца как светила. Духовное значение дождя как орошающего учением истины основывается, вероятно, на буквальном значении дождя как приносящего свежесть (Августин Иппонский). Бог более радуется тому, что грешники вопреки своим заслугам наслаждаются благами Божиими, чем тому, что праведные вопреки своей заслуге лишены Его благ (Анонимный комментарий). Вера призывает нас не только стать наследниками Божиими, но и подражать Христу, поскольку Своим пришествием, в таинствах крещения и Духа, Он посылает дождь и солнце как на добрых, так и на злых (Иларий Пиктавийский).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>