Мф. 6, 1 — 4

6:1-4

МИЛОСТЫНЯ

  1  Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. 2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

   

Обзор: Поскольку тщеславие и добродетель абсолютно противоположны друг другу, они не могут спокойно сосуществовать в одной душе (Ориген). Милостыня может быть подана так, что ее видят, и так, что ее не видят, в зависимости от намерения (Иоанн Златоуст). Поступающий напоказ не только не сможет войти на Небеса, но и ничего не приобретет на земле (Анонимный комментарий). Теперь приказывает нам, творящим милостыню, не трубить в трубы, то есть не обнародовать наши поступки, потому что благочестивому уму не подобает совершать божественные дела в ожидании людской похвалы (Хроматий Аквилейский). И все, что человек сделал напоказ или хочет показать, что он делает, — это труба, потому что тем самым милостыня, которая творится, громко возвещает о себе (Анонимный комментарий). Стремящийся к человеческой похвале получит только то вознаграждение, которое ожидает получить у людей (Иларий Пиктавийский). Если возможно, старайся не знать самого себя, да будет у тебя так, и если возможно, скройся от служащих тебе рук (Иоанн Златоуст). Не будем перед грешниками и неверующими хвастаться тем, что мы делаем благочестиво и с верой (Хроматий Аквилейский). Всякое доброе дело благодатнее, когда нами скрывается, а Богом показывается (Анонимный комментарий). Тот, кто поступает правильно, не должен стремиться к людской похвале (Августин Иппонский).

6:1   Не творите милостыни вашей пред людьми

Как вода и огонь, так добродетель и тщеславие

Подобно тому как вода всегда враждует с огнем, а огонь — с водой, так что они никогда не могут существовать вместе, так тщеславие и добродетель противоположны друг другу и никогда не могут сосуществовать в одной и той же душе. Поэтому нам следует изгонять из наших душ тщеславие и пребывать в заповедях Христовых. (Ориген, Фрагменты).

Творя и не творя перед людьми

И сказав: Не творите пред людьми, [Христос] добавил: чтобы они видели вас. На первый взгляд, последние слова означают то же, что и первые. Но если тщательно рассмотреть, то можно увидеть, что [последние слова] означают нечто другое и заключают в себе великую осмотрительность, неизреченное попечение и сдержанность. В самом деле, можно и творя пред людьми творить не для того, чтобы тебя видели, равно как и не творя пред людьми можно творить так, чтобы тебя видели. Вот почему Бог наказывает или увенчивает не просто дело, но намерение. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Устраняя всякую заботу о насущных делах

Христос устраняет всякую заботу о насущных вещах и повелевает тем, кто воодушевлен надеждой на будущее, не стремиться к человеческому одобрению, выставляя напоказ свои добродетели, или к похвале за обыкновение прилюдно молиться, но в сознании веры хранить плод добрых дел. Ибо стремящийся к человеческой похвале получит только то вознаграждение, которое ожидает получить у людей, а надеющийся снискать одобрение Бога стяжает от Него награду за долгое терпение. (Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея).

Делающий для людей ничего не обретет на небе

Что же ты получишь от Бога, если сам ничего Ему не дал? Все, что делается ради Бога, дается Богу, и Он принимает это. А все, что ради людей, то пускается по ветру и никому не нужно. Ибо что такое людская слава, как не шум пролетевшего ветра? Перестали люди говорить, и ты лишился своего плода, ибо делал для людей, чтобы получить от них похвалу. Где же здесь мудрость — дать что-то и прислушиваться к пустым словам? Или, отвергнув непреложно пребывающую в вечности на небесах награду от Бога, предпочесть тому ускользающие людские слова? Так лучше не делать ничего, чем делать для людей. Тот, кто не делает, хотя и не попадет на небо, но и на земле ничего не потеряет; тот же, кто делает ради людей, и на земле потеряет, и на небе ничего не обретет. (Анонимный комментарий).

6:2  Не труби перед собою

Не надо обнародовать добрые дела

Господь во всем воспитывает нас небесным учением для славы совершенной веры. Выше Он учил, что праведное дело следует совершать не ради людей, но ради Бога. Теперь приказывает нам, творящим милостыню, не трубить в трубы, то есть не обнародовать наши поступки, потому что благочестивому уму не подобает совершать божественные дела в ожидании людской похвалы. Ибо многие щедро жертвуют в пользу бедных, чтобы с помощью этого пожертвования приобрести пустую людскую похвалу и мирскую славу. Господь показывает, что они получили вознаграждение за свой труд в этом мире, потому что, пока ищут мирской славы, упускают награду будущего обетования. (Хроматий Аквилейский, Трактат на Евангелие от Матфея).

Милостыня напоказ

Эта труба означает любые дела или слова, в которых проявляется хвастовство. Подумай, ведь если человек творит милостыню, видя, что рядом есть кто-то, а когда никого нет, то не творит милостыни, то это и есть труба, ибо он провозглашает ею свое хвастовство. Так же поступает и творящий милостыню только тогда, когда кто попросит, а если не просят, он не сотворит милостыню — и такая дурная привычка тоже есть труба. Так же — кто дает человеку более знатному, от которого потом может получить пользу, а безвестному бедняку, погрязшему в своих страданиях, ничего не дает — и это есть труба, даже если это делается в укромном месте, но с тем умыслом, чтобы выглядеть достойным хвалы: во-первых, за то, что так поступил, а во-вторых, за то, что сделал тайно. Но сама эта тайна есть труба о его милостыне. И все, что человек сделал напоказ или хочет показать, что он делает, — это труба, потому что тем самым милостыня, которая творится, громко возвещает о себе. Поэтому должно храниться в тайне не столько место и дело, сколько намерение. (Анонимный комментарий).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>