Мф. 6, 5 — 8

6:5-8

О  МОЛИТВЕ

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

 

    Обзор:  При молитве, как бы входя в царский дворец неба, прояви великую благопристойность — ты в сонме ангелов (Иоанн Златоуст). Как только молитва сойдет с уст, ангелы подно­сят ее Богу (Анонимный комментарий). Кто желает молиться, тот, оставив всех, взирает только на Имеющего власть исполнить прошение; награда лицемерам приходит от тех, от кого они более всего и ожидают, — от людей (Иоанн Златоуст). Они прода­ют видимость благочестия и покупают пустое слово похвалы (Анонимный комментарий). Они, притворяясь, что молятся Богу, оглядываются на людей (Иоанн Златоуст). Анна, Даниил, Корнилий, Иона — библейские прото­типы тех, кто исполнил евангельское учение: они молились втайне и были услышаны Господом (Хроматий Аквилейский). Господь повелевает, чтобы душа, когда она молится, вошла во внутренний разум, дабы ни о чем не помышляла, кроме того, о чем и кому молится (Анонимный коммента­рий). Мы молимся не для того, чтобы Он узнал наши нужды, но чтобы преклонить Его на милость через непрестанное моление и смирение (Иоанн Златоуст). Язычники молятся демонам, которые даже зла совершить не могут, если Бог не допустит (Ано­нимный комментарий). Речь фарисея, хвастающего многословием, отверга­ется, а мытарь, смиренно прося прощения за грехи, достиг Бога (Хроматий Аквилейский).

6:5    Когда молишься

В сонме ангелов

Так и ты, как бы входя в царский дворец, не земной, но более страшный — небесный, прояви великую благопри­стойность. Ты находишься в сонме ангелов, в обществе архангелов и поешь с серафимами. А все эти лики небесные являют великое благочиние, с великим трепетом воспевая ту таинст­венную песнь и священные гимны Царю всяческих, Богу. Итак, соединись с ними в молитве и поревнуй их таинст­венной красоте. Ведь ты молишься не людям, но вездесущему Богу, слышаще­му тебя прежде твоего голоса и знающе­му тайные помышления. Если ты станешь так молиться, то получишь великую награду. Отец Твой, сказал [Господь], видящий тайное, воздаст тебе явно, не сказал: «дарует тебе», но «воздаст тебе». Ибо Бог сделал Себя твоим должником, и тем самым и здесь почтил тебя великою честью. Посколь­ку Он невидим, то желает, чтобы такова была и твоя молитва. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Отойдешь с пустыми руками

Вот и здесь тщеславно молящихся Он называет лицемерами. И весьма справед­ливо, потому что они, притворяясь, что молятся Богу, оглядываются на людей и принимают вид не молящих­ся, но людей, достойных осмеяния. Кто желает молиться, тот, оставив всех, взирает только на Того, Кто имеет власть исполнить его прошение. Если же, оставив Его, будешь блуждать взором и оглядываться по сторонам, то отойдешь с пустыми руками. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Сколь велика цена молитвы

Мы говорим о такой молитве, которую лишь единственную душа возносит Богу из своего сердца, как духовный талант. Ибо всякую правду, которую совершает человек, он совершает по своим возможностям и по своей возможности приносит. И лишь молитву он совершает по своей вере и по своей вере произносит. Хочешь ли знать, сколь велика цена молитвы? Никакое праведное дело, кроме молитвы, не уподобляется фимиаму, как это видно в Откровении Иоанна, когда великий ангел стал перед жерт­венником, держа в руке кадильницу, полную фимиама, и ему было сказано: сие суть молитвы святых. Ведь как хорошо приготовленное благовоние услаждает своим благоуханием челове­ка, так и молитва праведника любезна пред Богом. Хочешь ли знать ее достоинство? Как только она сойдет с уст, ее подхватывают своими руками ангелы и подносят Богу, как говорит архангел Товии: Я возносил молитву твою пред Богом (Тов 12:12). (Анонимный комментарий).

Лицемеры уже получили свою награду

Ибо ты сам захотел этого. Поэтому [Господь] не сказал, что такие не получат награду, но что они получат [ее], то есть примут мзду, но от тех, от кого желают сами. Не Бог хочет этого, напротив, Он Сам желал бы даровать воздаяние от Себя, но они сами, ища воздаяния от людей, уже недостойны получить ее от Того, для Кого ничего не сделали. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Продают видимость, покупают пустое

Каждый жнет там, где сеял: и что посеет, то и пожнет. Они молятся для людей, а не для Бога; так и похвалу имеют от людей, а не от Бога. Они молятся лицемерно, ибо не молятся; и похвалу имеют лицемерно, ибо недо­стойны похвалы: продают видимость благочестия и покупают пустое слово похвалы. Их молитва не радует Бога, так не красит их и людская слава. Ведь что положено на слова, существует, пока лишь слова звучат; но как только слово прекратится, прекращается и то доброе, что было вложено в слово. (Анонимный комментарий).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>