Мф. 6, 9 — 15

6:9-15

МОЛИТВА  ГОСПОДНЯ

9  Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;  11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

 Обзор: Обращаться к Богу как Отцу — привилегия веры в Сына (Тертуллиан, Ориген), привилегия, которую мы обретаем от Церкви — матери нашей веры (Тертуллиан). Бог не ограничива­ется положением в пространстве (Августин Иппонский). Когда мы говорим: Отче, сущий на небесах - мы и Бога просим, и веру исповедуем (Тертуллиан). Он пожелал называться не Господом, а Отцом, дабы подать нам твердую уверенность в прошении и обильную надежду получить (Аноним­ный комментарий). Святость Бога несоизмерима, Он не становится более свят от нашей молитвы; мы же молим­ся, чтобы Его святое имя ежедневно освящало нас и освящалось в нас (Киприан Карфагенский). Сподоби нас, как бы говорит Он, жить так чисто, чтобы чрез нас все Тебя славили (Иоанн Златоуст).

Молящиеся о пришествии Царства Божия верно молятся, когда молятся о Царстве Божием внутри самих себя (Ориген) и о том, чтобы Бог царство­вал в нас (Киприан Карфагенский). Всякий святой, пребывающий под царской властью Бога и повинующий­ся Его духовным законам, словно обитает в благоустроенном городе. С ним пребывает Отец, а с Отцом в достигшей совершенства душе царству­ет и Христос (Ориген). Он показывает полное равночестие между царем и нищим, раз все мы имеем равное участие в величайшем и важнейшем (Иоанн Златоуст). Царством Божиим может быть и Сам Христос, и мы ежедневно жаждем Его пришествия (Киприан Карфагенский). Царство Божье, уже присутствуя на земле, остается не признаваемым теми, кто пребывает в неведении о нем (Авгус­тин Иппонский). Бог по природе есть Царь, но царствует Он не во всех, ибо не все люди образуют Его Царство, раз не все исполняют Его волю (Аноним­ный комментарий). Мы просим, чтобы Он открыл нам сущность Своей воли (Тертуллиан). Человек не может без Божией помощи творить добро, и Бог не может совершить благо в человеке без его желания (Анонимный коммента­рий).

Мы ежедневно просим об этом хлебе и, пребывая во Христе, еже­дневно принимаем Евхаристию для спасения (Киприан Карфагенский). Истинный хлеб есть тот, что питает сотворенного по образу Божию истин­ного человека, который становится подобным Создавшему (Ориген). Господь повелел молиться не о богат­стве и тому подобном, но только о хлебе, причем о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завт­рашнем (Иоанн Златоуст). Хлеб насущный (maar) означает также «для завтра», для вечности, предполагая такой хлеб, который не сводится к некоей физической субстанции (Иероним Стридонский).

Поскольку мы грешим ежедневно, то нам повелевается и ежедневно просить прощения за грехи (Киприан Карфагенский). Хотя в крещении отпускаются все грехи, мы продолжа­ем молиться о прощении грехов и после крещения (Иоанн Златоуст). Мы не получим прощения, прежде чем не простим других (Августин Иппонский, Анонимный комментарий). Зло не сотворено по воле Бога, оно происхо­дит от свободы выбора самого творе­ния (Иоанн Златоуст). Мы молимся не только о прощении уже совершенных грехов, но и о противодействии новым грехам (Тертуллиан). В акте прощения мы более всего уподобляемся Богу: прощать значит быть похожим на Бога. Его акт прощения направлен на весь род человеческий. Потому мы призваны прощать всех должников, как прощаются и все наши долги (Иоанн Златоуст). Напоминанием о грехах Христос внушает нам смире­ние, повелением прощать другим избавляет нас от всякого злопамятства, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас любомудрствовать о неизреченном человеколюбии Божием (Иоанн Златоуст). Мы должны про­стить все грехи, которые совершаются против нас, если хотим получить прощение от Отца за то, что соверши­ли (Августин Иппонский). Тщетно молится тот, кто, будучи обижен, не простит обидчику (Анонимный коммен­тарий). Решающей в отношении с Богом является способность прощать так, как прощается нам, — эта заповедь столь важна, что ставит под зависи­мость исполнение всех предыдущих прошений (Августин Иппонский).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>