Мф. 6, 16 — 23

6:16-23

О  ПОСТЕ,  СОКРОВИЩАХ  НА  НЕБЕСАХ,  

СВЕТИЛЬНИКЕ  ДЛЯ  ТЕЛА

16  Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. 22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

  Обзор: Постепенно Нагорная проповедь подводит к более требовательным аспектам (Иоанн Златоуст). Ничто не заставляет столь любить богатство, как тщеславие (Иоанн Златоуст).  Хвастовство может заключаться не только в блеске и пышности телесных вещей, но также в вещах самых жалких и  горестных, и тем оно еще опаснее,  поскольку вводит в заблуждение под именем служения Богу (Августин Иппонский). Некоторые христиане соревнуются с лицемерами в унылости во время поста — лучше бы им поститься втайне (Иоанн Златоуст). Не на том, что преходит, мы должны основывать и полагать наше сокровище и наше сердце, но на том, что пребывает вечно (Августин Иппонский).

    Поскольку нельзя было сразу, с самого начала, предложить учение о презрении богатства из-за того, что корыстолюбие имеет большую власть над людьми, Господь постепенно искореняет эту страсть (Иоанн Златоуст). Если сердце будет на земле, то есть если каждый совершает что-нибудь для достижения земной выгоды, каким образом будет чистым то, что брошено на землю? (Августин Иппонский). Как при слепоте очей и прочие члены лишаются прежней деятельности из-за того, что угас свет, так и по растлении ума твоя жизнь исполнится бесчисленных зол (Иоанн Златоуст). Если намерение было чистым и правильным и обращено на то, на что следует, то все наши дела, которые мы совершаем согласно этому намерению, непременно благие. Все эти дела Христос назвал всем телом (Августин Иппонский).

6:16    Не будьте унылы

Лицемерие вдвойне

Здесь подобает нам тяжко восстенать и горько восплакать. Ибо мы не только подражаем лицемерам, но и превзошли их. Я действительно знаю многих, которые не только, когда постятся, показывают это, но и совсем не постясь, принимают на себя лица постящихся и в оправдание приводят нечто худшее самого греха. «Я делаю
это, — говорят они, — чтобы не соблазнить других». Что ты говоришь? Поститься повелевает тебе закон Божий, а ты ссылаешься на соблазн. И неужели ты думаешь, что, соблюдая этот закон, ты соблазняешь, а преступая его, не делаешь соблазна? Что может быть хуже такого пренебрежения? Неужели ты хочешь быть хуже лицемеров, лицемеря вдвойне? И неужели, вымышляя столь крайнее нечестие, ты не стыдишься силы изречения [Христова]? (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Слово о нелюбостяжании

После того как [Господь] исторгнул недуг тщеславия, Он весьма своевременно предлагает слово о нелюбостяжании. Ведь ничто не заставляет столь любить богатство, как тщеславие. И толпы слуг, и множество евнухов, и одетые золотом лошади, и серебряные столы, и тому подобные весьма смешные вещи придуманы людьми не для того, чтобы удовле творить необходимость или получить удовольствие, но для того, чтобы показать себя перед другими. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

6:17-18    Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

Лукавая видимость святости

В этой главе главным образом следует обратить внимание на то, что хвастовство может заключаться не только в блеске и пышности телесных вещей, но также в вещах самых жалких и горестных, и тем оно еще опаснее, поскольку вводит в заблуждение под именем служения Богу. Ибо тот, кто блистает чрезмерным убранством тела, одежды или прочими роскошными вещами, легко изобличается по этим самым вещам, что является приверженцем великолепия этого мира, и никого не обманывает лукавой видимостью святости. А тот, кто, исповедуя христианство, нелепым отрепьем и жалкими лохмотьями обращает на себя внимание людей (причем делая это умышленно, а не претерпевая по нужде), может быть распознан по другим своим делам, поступает ли он так по небрежению к излишнему убранству, или по некоторому тщеславию. Ведь и Господь наставлял, что следует остерегаться волков в овечьей шкуре: По плодам их узнает их (Мф 7:16). Когда они начнут в результате каких-либо искушений уклоняться или отказываться от того, к чему стремились или что жаждали достичь под этим покровом, тогда неизбежно станет ясно, волк это в овечьей шкуре или овца в своей. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

6:19   Не собирайте себе сокровищ на земле

Подготовка к учению о презрении богатства

Итак, выше [Христос] говорил о том, что следует быть милосердным, а здесь словами не собирайте сокровищ показывает, насколько следует быть милосердным. Ибо, поскольку нельзя было сразу, с самого начала предложить учение о презрении богатства из-за того, что [корыстолюбие] имеет большую власть над людьми, [Господь] постепенно искореняет эту страсть и освобождает от нее, делая наконец учение о нелюбостяжании приемлемым для сердец Своих слушателей. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Сокровища, которые оскверняют

Итак, если сердце будет на земле, то есть если каждый совершает что-нибудь с таким сердцем, чтобы достичь земной выгоды, каким образом будет чистым то, что брошено на землю? Если же оно [устремлено] к небу, то будет чистым, поскольку все небесное — чисто. Ведь что-либо оскверняется, когда смешивается с более низкой природой, хотя и не скверной по своему происхождению, поскольку даже золото оскверняется чистым серебром, если смешивается [с ним]. Так и наша душа оскверняется влечением к земному, хотя сама земля по своему происхождению и порядку — чиста. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

6:20    Но собирайте себе сокровища на небе

Сокровища, которые пребудут

Под небом я понял бы здесь не телесное [небо], поскольку под всяким телом следует разуметь землю. А тот, кто собирает сокровища на небе, а именно, на том небе, о котором сказано: Небо — небо Господу (Пс 113:24), то есть на духовной тверди, должен пренебрегать целым миром. Ведь не на том, что преходит, мы должны основывать и полагать наше сокровище и наше сердце, , но на том, что пребывает вечно, ибо небо и земля прейдут (Мф 24:35). (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

6:22—23     Если сеет, который и тебе, тьма

Что глаз для тела, то ум для души

Таким образом, [Господь] обращает Свое слово к наглядным примерам. Поскольку Он упомянул о порабощении и пленении ума, а это многим было непонятно, Он соотносит Свое учение с внешними предметами, находящимися перед глазами, чтобы из них уразуметь и то. [Господь как бы] говорит: «Если ты не знаешь, что значит повреждение ума, узнай это из рассмотрения телесных вещей». Ибо что глаз для тела, то и ум для души. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Если дела творятся чистым сердцем

Это место следует понимать так, что мы знаем, что все наши дела чисты и желанны в глазах Божиих в том случае, если они творятся чистым сердцем, то есть со стремлением к высшей цели любви, ибо любовь есть исполнение закона (Рим 13:10). Поэтому глаз следует нам понимать здесь как то самое намерение, с которым мы делаем все, что только делаем. Если [это намерение] было чистым и правильным и обращено на то, на что следует, то все наши дела, которые мы совершаем согласно этому намерению, непременно благие. Все эти дела [Христос] назвал всем телом; также и апостол называет нашими членами некоторые дела, которые осуждает и предписывает умертвить, говоря: Итак, умертвите земные умны ваши: блуд, нечистоту, любостяжание (Кол 3:5) и прочие подобные [дела]. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

Кто помрачил ум, тот все привел в беспорядок

Ты не захотел бы носить золота, облекаться в шелковые одежды и в то же время быть слепым, но предпочел бы такой роскоши здоровье очей.

Ведь если ты утратишь и потеряешь зрение, тебе не будет никакого прока в жизни. Ведь как при слепоте очей и прочие члены лишаются прежней деятельности из-за того, что угас свет, так и по растлении ума твоя жизнь исполнится бесчисленных зол. Поэтому как о теле мы больше всего заботимся, чтобы иметь здоровое зрение, так и о душе, дабы иметь здравый ум. Если же мы ослепим ум, который должен давать свет и прочим [частям тела], чем мы будем смотреть? Ибо кто уничтожил источник, тот иссушил и реку, и подобным образом — кто помрачил ум, тот привел в беспорядок всю деятельность настоящей жизни. Потому [Господь] и говорит: Если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма? Когда кормчий станет добычей волн, светильник угаснет, а вождь будет пленен, какая надежда останется для подчиненных? (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>