Мф. 6, 24 — 34

6:24-34  

БОГ  И  НАШИ  ЗАБОТЫ

24   Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26  Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 21 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, колъми паче вас, маловеры! 31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. 34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

   Обзор:  Христос назвал маммону господином из-за жалкого состояния тех, кто преклоняется перед богатством. Так и чрево Он называет богом не по достоинству, но по причине бедственного положения тех, кто становится его рабом (Иоанн Златоуст). Освободи стремление своего сердца от всякой двусмысленности (Августин Иппонский). Не только деньги приносят нам вред, но и излишнее попечение о самом нужном, поскольку оно мешает нашему спасению и удаляет нас от сотворившего, промышляющего и любящего нас Бога (Иоанн Златоуст). Говоря «прежде», Господь ясно показывает различие между целью и средством. Высшее благо для нас — Царство Божие и правда Его (Августин Иппонский). Когда возникает насущная потребность в пище или одежде, Отец, знающий, когда это необходимо верующим, не оставляет без Своего попечения (Августин Иппонский).

6:24   Не можете служить Богу и маммоне

Служение двум господам

Здесь [Христос] назвал маммону господином не по свойству его природы, но по причине жалкого состояния тех, кто перед ним преклоняется. Так и чрево Он называет богом не по достоинству, но по причине бедственного положения тех, кто становится его рабом, что хуже всякого наказания и прежде наказания может мучить своего пленника. В самом деле, как не быть несчастнее тех осужденных, которые, имея Господом Бога, свергают с себя Его кроткую власть и добровольно покоряются жесточайшей тирании, невзирая на то, что из-за этого и в настоящей жизни происходит величайший вред? Отсюда несказанный вред, ссоры, поношения, распри, страдания, душевная слепота, и, что всего ужаснее, служение маммо-не лишает [нас] небесных благ. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Освободись от всякой двусмысленности

Второй раз [Господь] сказал: о другом, нерадетъ, а не «ненавидеть». Ведь едва ли чья-нибудь совесть может ненавидеть Бога, однако она нерадеет, то есть не боится, словно не беспокоится о Его милости. От этой пренебрежительной и пагубной беспечности удерживает Дух Святой, когда говорит через пророка: Сыне, не прилагай грех ко грехам и не говори: «милосердие Его велико» (Сир 5:5-6). Ты не разумеешь, что благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим 2:4)? Ибо чье столь великое милосердие может упоминаться, как не Того, Кто прощает все грехи обратившимся, и делает дикую маслину общником корня и сока оливы? И чья строгость столь велика, как не Того, Кто не пощадил природных ветвей, но отломил их из-за неверия? Но всякий, кто желает любить Бога и остерегается, как бы Его не оскорбить, не может позволить себе служить двум господам. И пусть он освободит искреннее стремление своего сердца от всякой двусмысленности! Ибо так он будет право мыслить о Господе, и в простоте сердца искать Его (Прем 1:1). (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

6:25    Не заботьтесь для души вашей

Вред излишнего попечения о самом нужном

Поэтому теперь Он не просто сказал: Не заботьтесь, но присоединил к заповеди и причину. После того, как сказал: Не можете служить Богу и маммоне, говорит: Посему говорю вам: не заботьтесь. Что значит посему? По причине несказанного вреда. Не только деньги приносят вам вред, но и [излишнее] попечение о самом нужном, поскольку оно мешает вашему спасению и удаляет вас от сотворившего, промышляющего и любящего вас Бога. Посему говорю вам: не заботьтесь. Показав несказанный вред [от пристрастия к деньгам], Христос распространяет далее Свою заповедь. Он не только повелевает отказаться от состояния, но запрещает заботиться и о необходимой пище, говоря: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть. Он сказал так не потому, что душа нуждается в пище, — ведь она бестелесна — а согласно обычному способу выражения у людей. Ведь хотя душа и не нуждается в пище, она не может пребывать в теле, если оно не питается. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

6:26    Взгляните на птиц небесных

Чтобы через малое внушить нам великое

Эти примеры не следует обсуждать как аллегории, исследуя, что означают птицы небесные или полевые лилии. Ибо они изображены [для того], чтобы через малое внушить [нам] великое. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

6:27   Посмотрите на полевые лилии

Божий промысел приводит все в исполнение

Ты увидел, как через наглядные примеры Он сделал ясным то, что [могло показаться] непонятным. Ибо как о теле Он говорит, что при всем твоем попечении ты нисколько не можешь прибавить роста, так точно не можешь снискать пищи, хотя считаешь это возможным. Из этого ясно, что не наше старание, но Божий промысел приводит все в исполнение, хотя бы нам и казалось, что это совершаем мы, так что если Бог оставит нас, то ни попечение, ни забота, ни труд, ничто иное не поможет нам, но все будет тщетно. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Ценность жизни

Вот почему, сказав о [лилиях] , [Господь] уже не называет их лилиями, но полевой травой. И Он не довольствуется этим названием, но еще иначе показывает их простоту, говоря: сегодня есть. Он не сказал: «а завтра уже нет», но опять еще более уничижает ее, говоря: будет брошена в печь. Он не сказал: одевает, но: так одевает. Видишь ли, как Спаситель все более и более усиливает Свою мысль? И Он делает это для того, чтобы сильнее подействовать на слушателей. Поэтому Он и добавил: колъми паче вас?  Это сказано с особенной выразительностью и силой. Слово вас означает не что иное, как то, что род человеческий удостоен великой чести и попечения. [Христос как бы] говорил: «Вас, кому Бог даровал душу, для которых создал тело, для которых сотворил все видимое, которым послал пророков, дал закон и сделал бесчисленные блага, для которых предал Единородного Сына». (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Убеждение и обличение

После этого Спаситель упрекает слушателей, говоря: маловеры! Таким образом, Он дает совет: не только убеждает, но и обличает, чтобы еще более побудить к послушанию сказанного. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

6:31—33    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его

Цель и средства

[Христос] самым очевидным образом показал, что не следует стремиться к этим [вещам], словно к нашему благу, чтобы ради них мы делали хорошо, если что-то делаем, но все же они являются необходимыми. Ведь какова разница между благом, которого следует искать, и необходимостью, которую следует принимать, [Христос] показал в этой заповеди, когда говорит: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Следовательно, Царство и правда Божия являются нашим благом, и к этому следует стремиться, и в этом состоит наша цель, ради которой мы совершаем все, что только совершаем. Но поскольку в этой жизни мы боремся за то, чтобы могли достичь этого Царства, она не может протекать без этих необходимых [вещей]. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

Прежде

Ведь когда Христос сказал, что то прежде, Он указал, что это более позднее следует искать не по времени, а по достоинству: то — словно наше благо, а это — словно нашу необходимость, однако необходимость ради того блага. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

6:34    Довольно для каждого дня своей заботы

Думай не о временном, но о вечном

Итак, с чистым сердцем и только ради Царства Божия мы должны творить благо всем, но не помышлять при этом делании о преходящем вознаграждении ни самом о себе, ни вместе с Царством Божиим. Все эти преходящие [вещи] Он назвал завтрашним днем, говоря: Не заботьтесь о завтрашнем дне. Ведь о завтрашнем дне не говорят иначе, как во времени, когда будущее следует за прошлым. Поэтому, когда мы совершаем что-нибудь благое, давайте думать не о временном, а о вечном! Тогда это деяние будет не только благим, но и совершенным. Ибо завтрашний день, сказано, сам будет заботиться о своем. То есть так, чтобы ты, когда надо будет, принимал пищу, питье или одежду, когда того начнет требовать сама необходимость. Все это будет, поскольку наш Отец знает, что мы нуждаемся во всем этом. Довольно, говорит Христос, для каждого дня своей заботы, то есть довольно того, что требует принять сама эта необходимость. И я полагаю, что потому эта необходимость названа заботой, что служит нам наказанием, ибо относится к той тленности и смертности, которую мы заслужили согрешением. Поэтому не добавляй к этому наказанию временной необходимости что-нибудь более тяжкое. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>