Мф. 7, 1 — 6

7: 1-6  

ОБ  ОСУЖДЕНИИ

1  Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. 3  И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно ? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

 Обзор: Некоторые дела — двойственны: мы не знаем, с каким намерением они совершаются, и их опрометчиво судить и осуждать, пока не подошло время суда (Августин Иппонский). Спаситель не запрещает судить, но прежде велит исправлять себя (Иоанн Златоуст). Обнаружив, что сами пребываем в том же пороке, что и тот, кого судим, призовем не его к повиновению нам, а нас вместе с ним к решимости избавиться от порока (Августин Иппонский). Остерегайся открыть нечто тому, кто не способен вместить: лучше пусть он ищет то, что скрыто, чем пренебрегает тем, что открыто (Августин Иппонский).

7:1—2    Не судите

Не судите прежде времени

Это относится к тому, что говорит [апостол] в другом месте: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор 4:5). Следовательно, некоторые дела — двоякие, о которых мы не знаем, с каким намерением они совершаются, поскольку они могут стать и плохими, и хорошими, которые опрометчиво судить и, в особенности, осуждать. Однако и для их суда придет время, когда Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения. Так же и в другом месте тот же апостол говорит: Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии (1 Тим 5:24). Явными он называет те, о которых ясно, с каким намерением они совершаются. Они ведут к осуждению, то есть, если последовало их осуждение, оно не случайно. Однако преследуются и те [грехи] , которые втайне, поскольку и они не останутся сокрыты в свое время. Так следует рассуждать и о добрых делах. Ведь он продолжает так: Равным образом и добрые дела явны; а если они не таковы, скрыться не могут (1 Тим 5:25). Поэтому мы судим о явных делах; о скрытых же давайте предоставим судить Богу, поскольку они скрыться не могут, плохие ли они или хорошие, когда наступит время стать им явными. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

7:3—5    Ты смотришь на сучок в глазе брата

Бревно в собственном глазе

Здесь Спаситель хочет показать Свой великий гнев к тем, кто [осуждает ближних]. Ибо всякий раз, когда Он хочет показать тяжесть греха, величину наказания за него и Свой гнев, Он обыкновенно начинает упреком. Так, например, требующему сто динариев Христос с негодованием говорит: Злой раб! Весь тот долг Я простил тебе (Мф 18:32). Так и здесь Он говорит: Лицемер. Такой суд [над ближним] показывает не заботу, а ненависть, и хотя [осуждающий] носит личину человеколюбия, на самом деле исполнен крайней злобы, поскольку подвергает ближних напрасному поношению и обвинению, и присваивает место учителя, сам не будучи достоин стать даже учеником. Потому [Христос] и назвал его лицемером. Если ты так строг к другим, что видишь и мелкие [проступки], то почему столь нерадив к себе, что не замечаешь крупных грехов? Вынь прежде бревно из твоего глаза. Посмотри, что Спаситель не запрещает судить, но прежде велит вынуть бревно из собственного глаза и тогда уже исправлять других. Ведь всякий лучше знает свое, чем чужое, и легче видит большее, чем меньшее, и, наконец, больше любит себя самого, чем ближнего. Следовательно, если ты судишь других из заботы, то прежде позаботься о себе, тогда яснее увидишь больший грех. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Сучок в глазе брата твоего

И хорошо сказано: Лицемер! Ведь осуждать пороки есть дело честных и доброжелательных людей. Когда это делают злые, они, как лицемеры, играют чужие роли, скрывая под маской свою суть, и изображают с помощью маски то, чем не являются. Таким образом, под именем лицемеров тебе следует понимать притворщиков. И особенно остерегаться того назойливого рода притворщиков, которые с ненавистью и завистью предпринимают обличение всех пороков и желают при этом казаться дающими советы. Потому следует благочестиво и осмотрительно бдить, чтобы, когда необходимость будет вынуждать нас осуждать или упрекать кого-то, мы сперва рассуждали, является ли порок таким, которого мы никогда не имели или от которого мы уже избавились. И если мы никогда не имели его, то должны помышлять, что мы — люди и могли бы иметь. А если имели и избавились, то следует вспомнить об общей немощи, чтобы этому осуждению или упреку предшествовала не ненависть, а милосердие, и чтобы это послужило к исправлению или обращению того, ради которого мы делаем это (ведь результат неясен), но мы были бы спокойны благодаря честности нашего взгляда. Если же, поразмыслив, мы обнаружим, что сами пребываем в том же пороке, что и тот, кого собирались осудить, то да не осудим и не упрекнем, но станем горько плакать и призывать не его к повиновению нам, но к обоюдной решимости [избавиться от этого порока]! (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>