Мф. 7, 7 — 12

7:7-12    

ОТВЕТ  БОГА  ПРОСЯЩИМ

7  Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? 10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? 11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. 12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

  Обзор: Дверь отворяется только тому, кто стучит, просит и ищет (Августин Иппонский). Стучите показывает, что к Богу следует приступать с рвением и горячим сердцем (Иоанн Златоуст). Поскольку мы, будучи злы, знаем, как делать благие даяния, то куда более Бог, невыразимо благой, знает, как делать их нам, когда мы, словно дети, просим о них (Августин Иппонский).

   Поскольку вы знаете, как вы хотели бы, чтобы люди поступали с вами, то вы знаете и как вы должны поступать с другими (Иоанн Златоуст). Никто не может служить другому с чистым сердцем, покуда не устроит это служение без желания преходящей выгоды, а этого вовсе нельзя достичь без любви к Богу (Августин Иппонский). Добродетель нам естественна, и мы все сами по себе знаем, что следует делать, так что никогда невозможно оправдаться неведением (Иоанн Златоуст).

7:7    Просите, и дано будет вам

Просите, ищите, стучите

Когда было заповедано: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф 7:6), слушатель, осознавая свое неведение и немощь и слушая наставление не давать того, что, как он знал, сам еще не приобрел, мог прийти и сказать: «Какую святыню Ты запрещаешь мне давать псам и какой жемчуг бросать перед свиньями, когда я до сих пор не вижу, что обладаю ими?» Господь ответил наилучшим образом, говоря: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибo всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Просить относится к вымаливанию здравия и крепости души, чтобы мы могли исполнять то, что нам заповедано; искать же — к обретению истины. Ведь поскольку блаженная жизнь состоит из деятельности и познания, деятельность требует множества сил, а созерцание — обнаружения вещей. Из этих двух первое следует просить, а второе — искать, чтобы одно было дано, а другое обрелось. Однако познание пути в этой жизни важнее, чем само обладание. Но когда кто обрел истинный путь, то тогда достигнет и самого обладания, которое откроется стучащему. Поэтому, чтобы эти три [вещи], то есть прошение, искание и стучание, стали очевидными, давайте рассмотрим их на примере человека, который не может ходить из-за слабости ног. А потому прежде всего он должен быть исцелен и укреплен для ходьбы; и [именно] к этому и относится то, что сказал [Господь]: Просите. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

Стучите, и отворят вам

[Господь] не просто повелел просить, но с великой настойчивостью и усилием. Это и означает слово: ищите. Ведь кто ищет, тот, выбросив все из своих мыслей, [устремляется] только к тому, что ищет, и ни о чем настоящем не помышляет. Меня понимают те, кто, потеряв золото или рабов, после ищут [их]. Итак, это и означает ищите, а стучите показывает, что к Богу следует приступать с рвением и горячим сердцем. Итак, не унывай, человек, но прилагай старания о добродетели не меньше, чем о богатстве. Ведь богатства ты часто можешь и не найти даже после [долгих] поисков. Тем не менее, хоть ты и знаешь, что не обязательно его найдешь, все же всячески изыскиваешь способ обрести его. А [о добродетели], хоть и имеешь обещание, что непременно получишь [помощь], не хочешь показать даже частицы такого старания. Если же не сразу ее получаешь, то и тогда не отчаивайся. Ведь Христос потому и сказал: стучите, чтобы показать, что, если и не сразу откроет дверь, следует ждать. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

7:9—11   Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него

Наши даяния детям и Божьи блага для нас

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Но каким же образом злые дают благие [деяния]? Злыми [Христос] назвал приверженных к этому миру и грешников. Блага же, которые они дают согласно их представлению, должны быть названы благами, потому что они совершают их как благо. И хотя в природе вещей это -блага, но они преходящи и относятся к этой немощной жизни. И всякий, кто зол и дает их, дает не от себя; ибо Господня земля и что наполняет ее, Сотворившего небо и землю, море и все, что в них (Пс 23:1; 145:6). Поэтому мы можем весьма сильно уповать на то, что Бог даст блага нам, просящим, и не может нас обманывать, чтобы мы получили одно вместо другого, когда просим у Него. Хотя мы и злы, знаем, что Он даст то, о чем просим! Ведь не обманываем же мы наших детей. И какие бы блага ни давали, мы даем их не от себя, но от Бога. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>