Мф. 7, 13 — 20

7:13-20  

ТЕСНЫЕ  ВРАТА

 13  Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. 15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их.

  Обзор: Добродетель утешает подвижников тем, что все труды и подвиги проходят и венец их — жизнь (Иоанн Златоуст). Эта проповедь началась словами о смирении и кротости и тесном пути (Августин Иппонский). Должно идти узким путем и хранить себя от псов, свиней и волков: одни явны, а другие скрытны и требуют распознавания (Иоанн Златоуст). Охраняя остальных от того, чтобы они не поверили дурным учителям, Иисус тотчас удерживает и тех, кто пытается учить плохому (Феодор Мопсуестийский). Христос не говорит, что грешник не может измениться или что праведник не может пасть, но пока человек живет в грехе, он не способен приносить добрые плоды. (Иоанн Златоуст).

7:13    Входите тесными вратами

Благое иго и легкое бремя

Итак, далее Господь говорит: Входит тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Он говорит это не потому, что иго Господа мучительно и бремя Его тяжко, но потому, что лишь немногие желают завершить труды и мало кто верит Ему, взывающему: Придите ко Мне все труждающиеся, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11:28-30). Потому эта проповедь началась словами о смиренных и кротких сердцем, что благое иго и легкое бремя многие с презрением отвергают и лишь немногие принимают; но [только] с ним может быть узким путь, ведущий в жизнь, и тесными врата, которыми входят в нее. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

Путь, ведущий в жизнь

И после этого Он говорил: Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11:30). И незадолго до этого Он намекал на то же самое. Как же здесь Он называет путь, ведущий в жизнь, узким и тесным? Если ты внимательно посмотришь, то и здесь Он называет этот путь простым, легким и удобным. Скажешь: «Как же тесный и узкий путь может быть легким?» Потому что он есть путь и врата, как, стало быть, и другой путь, будь то широкий и пространный, также есть путь и врата. В них ничто не задерживается, но все проходит: как горести, так и радости жизни. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Величайшее утешение в трудах 

И не только этим легка добродетель: в конце она становиться еще удобнее. Ибо она может утешить своих подвижников не только тем, что все труды и подвиги проходят, но еще и тем, что их конец добрый, поскольку они заканчиваются жизнью. Потому и временность трудов, и вечность венцов, и то, что труды предшествуют венцам, а венцы последуют за ними, -все это составляет величайшее утешение в трудах. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

7:15   Берегитесь лжепророков

Присоединяя к истине обман

Затем, чтобы слышавшие, что должно идти узким, тесным и для многих неприятным путем, хранить себя от псов и свиней и вместе с тем от другого злейшего рода — волков, чтобы слышавшие это не пришли в уныние от множества скорбей, поскольку надлежало идти неприятным для многих путем и притом еще иметь в виду вышесказанные препятствия, [Господь] напомнил о событиях, произошедших при их отцах, сказав о лжепророках. Ибо все подобное и тогда случалось. Итак, Он говорит: «Не смущайтесь. Не случится ничего нового или необычного. Дьявол всегда присоединяет к истине обман». (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

Волки в овечьей шкуре

Вот, кроме псов и свиней, другой род козней и коварства, гораздо страшнее первого. Ибо те известны и явны, а эти скрываются в тени. Поэтому [Господь] повелел от тех удаляться, а этих внимательно рассматривать, так как невозможно распознать их с первого взгляда. Потому и говорил: Берегитесь, — призывая к большей внимательности в их распознании. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

7:16    Собирают ли с терновника виноград?

По плодам их

Здесь, как мне кажется, под именем лжепророков [Христос] имел в виду не еретиков, но тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиною добродетели, кого люди обычно называют притворщиками. Поэтому Он и добавил: по плодам их узнаете их. У еретиков часто можно найти добрую жизнь, а у тех, о ком я сказал, никогда. «А что, — скажут, -если они и тут притворяются?» Но их легко поймать. Ибо тот путь, по которому Христос заповедал идти, по своей природе труден и тягостен. Лицемер же никогда не захочет трудиться, но только притворяется. Поэтому его легко изобличить. Когда Господь сказал: немногие находят их (Мф 7:14), то опять отделяет этих от тех, которые не обретают его, а только притворяются, повелевая смотреть не на тех, кто притворяется, но на истинно идущих по этому пути. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

7:17    Дерево доброе приносит и плоды добрые

Худое дерево приносит плоды худые

Хотя Спаситель и говорит два раза одно и то же, тут нет тождесловия. Чтобы кто-нибудь не сказал, что дурное дерево, хотя и приносит дурные плоды, может приносить и добрые, а при двояком плодоношении трудно делать различие, [Господь] говорит: «Такого не бывает. [Дурное дерево] приносит только злые плоды и никогда не принесет добрых; равно как и наоборот». Что же, неужели добрый человек не может стать дурным и наоборот? Жизнь наполнена многими такими примерами. Но Христос не говорит, что дурному человеку невозможно измениться или доброму невозможно пасть, но — пока человек живет дурно, он не сможет принести добрый плод. Дурной человек может перейти к добродетели, но пока остается дурным, он не принесет добрый плод. А как же Давид, будучи добр, принес дурной плод? Он сделал это, уже не будучи добрым, но изменившись, так что он не принес бы такого плода, если бы всегда оставался тем, чем был. Ибо, пребывая в состоянии добродетели, он не дерзнул бы сделать то, что дерзнул. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

7:18   Не может дерево доброе приносить плоды худые

Верное средство распознавания дел

[Господь] говорил это, чтобы заградить уста клевещущих и обуздать язык злословящих. Он сказал это, лишая всякого оправдания тех злых людей, из-за которых многие подозревают и добрых. И ты уже не можешь сказать: «Я обманулся, не догадался», потому что [Христос] предложил тебе самое верное средство к распознанию дел, повелев [смотреть] на поступки, а не просто все смешивать. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

7:19   Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают

Бесплодное бросается в огонь

Другие говорят, что это сказано о лжеучителях и о тех, кто примешивает ложь к истине. И как невозможно от дерева, доставляющего хорошие плоды, получить плохие, а от приносящих тернии получить виноград и смоквы, так нельзя от дурной мысли услышать хорошие слова, а от благочестивой мысли получить дурное наставление. Но, охраняя остальных от того, чтобы они не поверили [дурным учителям], Он тотчас удерживает и тех, кто пытается учить плохому. Ведь Он говорит: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Как среди деревьев, говорит, бесплодное бросается в огонь, так и среди людей несущий своими устами плоды нечестия получит последующее наказание. (Феодор Мопсуестийский, Фрагменты).

Может ли душа стать лучше или хуже?

В этом месте особенно следует остерегаться заблуждения тех, кто понимает под этими двумя деревьями две природы, из которых одна — божественная, а другая — ни принадлежит Богу, ни исходит от Бога. Это заблуждение уже довольно подробно обсуждалось и в других книгах и, если этого недостаточно, будет обсуждаться и в дальнейшем; сейчас же следует показать, что эти два дерева не годятся для [их] толкования. Прежде всего потому, что совершенно очевидно, что Он говорит о людях, так что всякий, кто читал предшествующее и последующее, поразился бы их ослеплению. Затем, они обращают внимание на то, что сказано: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф 7:18), и потому полагают, что ни злая душа не может стать лучше, ни добрая — хуже, как если бы было сказано: «Не может дерево доброе стать худым, ни дерево худое — добрым». Но ведь сказано: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Дерево — это, разумеется, сама душа, то есть сам человек, а плоды — человеческие поступки. Поэтому не может плохой человек поступать хорошо, а хороший поступать плохо. (Августин Иппонский, О нагорной проповеди Господа).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>