Мф. 7, 21 — 28

7:21-28

ВСЯКИЙ,  СЛУШАЮЩИЙ  И  ИСПОЛНЯЮЩИЙ  СЛОВА  ЕГО

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. 24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. 26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 21 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. 28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

   Обзор: Следует сказать, что воля Сына не отлична от воли Отца (Иоанн Златоуст). Бог говорит, что знает тех, кого любит, а любит Он всецело уверовавших в Него и творящих угодное Ему (Кирилл Александрийский). Удивительно то, что не в приятную погоду, но во время жестокой бури, при великом смятении и постоянных искушениях добродетельный человек может ничуть не колебаться (Иоанн Златоуст). Если же Господь говорит о воистину благоразумном муже, построившем дом свой на камне, то это прежде всего Сам Господь, построивший Церковь на камне, то есть на собственной твердости и силе, ибо и врата ада не одолеют ее (Ориген). У дурного человека не Бог является виновником его зла и неразумия, но он сам уподобляется безумцу, отступив от того, что согласно естеству, и оказавшись в том, что противоестественно (Кирилл Александрийский). Иисус говорил не от лица другого, подобно пророку Моисею, но всюду показывал, что Сам имеет власть (Иоанн Златоуст).

7:21   Но исполняющий волю Отца Моего Небесного

Воля Отца

Почему [Господь] не сказал: «но исполняющий волю Мою?» Потому что для первого раза довольно было усвоить и то, а эта фраза была слишком высока для их немощи. Впрочем, та фраза содержит и эту. Также следует сказать, что воля Сына не отлична от воли Отца. И мне кажется, что здесь [Господь] главным образам порицает иудеев, которые все полагали в догматах, а о жизни совершенно не заботились. Потому и Павел обличает их, говоря: Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его (Рим. 2:17-18), но нет тебе никакой пользы, когда ты не доказываешь это твоей жизнью и делами. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

7:22—23   Отойдите от Меня, делающие беззаконие 

Я никогда не знал вас

Это слово [направлено] против тех, кто вначале право уверовал и усердно совершенствовался в добродетели, так что творил знамения, изгонял демонов и пророчествовал, впоследствии же совратился ко злу, и [притом] по добровольному жалкому произволению и устремлению. Ибо если Он говорит: Я никогда не знал вас, то, значит, жившего в начале добродетельно, а в итоге утвердившегося во зле Он приравнивает к тем, кого вообще никогда не знал. Бог говорит, что знает тех, кого любит, а любит Он всецело уверовавших в Него и творящих угодное Ему. (Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Матфея).

7:24   Кто слушает слова Мои сии и исполняет их

Основан был на камне

Поскольку [Христос] все рассказал о будущем, говоря о царстве, неизреченной награде, утешении и о всем тому подобном, Он желает и здесь доставить Своим слушателям плоды и показать, как сильна добродетель и в настоящей жизни. В чем же состоит эта сила? В том, что с ней живут уверенно, не одолеваются никаким страхом, стоят выше всех гонителей. Что может сравниться с этим? Ибо это не может приобрести себе даже украшенный диадемой, а добродетельный достигает. Только он с великим избытком стяжал это, в пучине настоящей жизни наслаждаясь великой тишиной. И удивительно то, что не в приятную погоду, но во время жестокой бури, при великом смятении и постоянных искушениях он может ничуть не колебаться. Пошел дождь, разлились реки, говорит Спаситель, подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне (Мф. 7:25). Здесь дождем, реками и ветрами Он иносказательно называет человеческие несчастья и превратности, такие как клеветы, предательства, скорби, смерть, утрата ближних, поношения от других и всякое другое зло, какое бывает в настоящей жизни. Но душа праведного, говорит Он, ничем не побеждается, и причина того в том, что она основана на камне. А камнем [Христос] называет прочность Своего учения. И поистине, Его заповеди гораздо тверже камня и с их помощью [праведник] становится выше всех волн человеческих. Ибо кто строго соблюдает эти заповеди, тот побеждает не только людские поношения, но и сами козни демонские. (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).

7:25   Устремились на дом тот, и он не упал

Все гонения ничего не достигли

Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни прочие [вещи] не могут отлучить нас от любви Христовой (Рим. 8:38-39). Ни реки, проистекающие из земли Египта и Ассирии, то есть те, кто предался мудрости века сего: они причиняют вред только [тем] чадам Авраама, которые [подобны] песку. А дующие ветры — это лжепророки. Все они, собравшись вместе, напирают на дом. И если он будет на камне, они не причинят ему вреда, ибо не обретается путь змея на скале (Притч. 30:19). Они напирают на дом, который прежде искушений и гонений кажется прочным, но, когда случилось наводнение (Лк. 6:48), он падает, ибо не имел Христа своим основанием и опорой. Если же Господь говорит о воистину благоразумном муже, построившем дом свой на камне, то это [прежде всего] Сам Господь, построивший Церковь на камне, то есть на собственной твердости и силе, ибо и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Все гонения устремились на дом тот и ничего не достигли, ибо он был построен на камне. (Ориген, Фрагменты).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>