Еп. Иустин «Райское сердце»

 

Епископ  Иустин

*****

  РАЙСКОЕ   СЕРДЦЕ

_________________________________ 

СОДЕРЖАНИЕ

***

__________________________

      Чтобы нам жить во Христе и быть спасенными, необходимо стяжать райское сердце, которое изображено в изречениях Господа Иисуса Христа в, так называемых, Евангельских блаженствах.

     По сим Божественным изречениям, райское сердце должно быть украшено:

а)  истинным смирением: «блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное»;

б)   плачем и сокрушением о грехах: «блажени плачущии, яко тии утешатся»;

в)   кротостию и безгневием: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю»;

г)   полным правдолюбием: «блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся»;

д)   совершенною милостивостию: «блажени милостивии, яко тии помилованы будут»;

е)   чистотою: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»;

ж)   миролюбием и миротворением: «блажени миротворцы, яко тии сынове Божие нарекутся»;

з)    терпением бед и гонений за веру христианскую: «блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное»;

и)   перенесением напраслин и обид за жизнь христианскую: «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся: яко мзда ваша многа на небесех!» (Мф. 5: 1-12).

  Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Искупителю мой, даруй ми благодать Твою — стяжать такое райское сердце! Да будет на нем нерушимою навеки царская печать Твоя! Ими же веси судьбами, ради честных Твоих страданий, спаси мя, Господи! Сам, как знаешь, дай спасительный строй сердцу моему! Аминь.

         Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное.

   Под именем нищих духом, здесь разумеются те, которые болезнуют и воздыхают о своем недостоинстве, и обращаются к безконечному милосердию Искупителя.

 Итак, ублажаемая Господом нищета есть глубокое сознание повреждения и растления своей природы, живое чувство своего недостоинства и окаянства, болезненное жаление о грехах и пламенное устремление духа к Божественному искупителю грешников. Эту именно нищету духа выражает Давид в молитве к Богу:  преклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмъ аз  (Пс. 85: 1).

Кто же, кто именно эти ублажаемые нищие духом? Это те, которые, будучи сынами Церкви, несомненно, веруют и исповедуют падение человеческаго рода и растление естества нашего. Это те, которые, по духу веры и по собственному убеждению, глубоко проникнуты чувством своей греховности, своего недостоинства и окаянства. Это те, которые с горестию видят в себе превозмогающее действие нечистых страстей и, напротив, оскудение всех добродетелей и крайнюю духовную немощь. Это те, которые желают возвращения потеряннаго первобытнаго богатства, освящения ума и исправления сердца. Это те, которые с верою и любовию прибегают к Спасителю нашему Иисусу Христу и просят у Него благодатнаго исцеления и спасения. Это те, которые, если и стяжали себе духовное богатство святых добродетелей, по чувству глубокаго смирения, считают себя нищими и бедными, — рабами неключимыми  (Лк. 17: 10).

Вот, братие, что значит духовная нищета, и вот кто блаженные нищие духом! Эта нищета обща всем, и богатым, и нищим; и как никакая телесная нищета не может быть блаженною без нищеты духовныя, так, напротив — столько может быть блаженных, столько нищих духом.

     Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Итак, наследие нищих есть царствие небесное — радость и блаженство вечное на небеси с Богом и со св. ангелами. Господь Бог обещает сию великую награду нищим духом взамен потеряннаго богатства, котораго лишился первый человек в раю, а нищим телесно, сверх того, и за претерпенныя временныя бедствия. Так, блудный сын в доме отца облекается в первую одежду и украшается перстнем — печатию на руке. Так, нищий Лазарь почивает на лоне Авраамовом и утешается райским утешением.

Всемилостивый Господи и Спасителю наш! Соделай и нас, нищих по плоти — богатыми добродетелию, богатых телесно — нищими по духу. Даруй нищим и богатым телесно спасительную нищету духа, истинное смиренномудрие и живую веру в Тебя! Сподоби нас, — нищих духом, получить обетованное нищим блаженное царство небесное! Аминь.

         Блажени плачущии, яко тии утешатся.

    После нищих духом, Господь ублажает плачущих. Плачущих в мире много; но каких именно плачущих Господь ублажает? Тех плачущих, которые имеют духовное сокрушение, или печаль по Бозе (2 Кор. 7: 10). Это, во-первых, — кающияся, те, которые истинно познали суету и превратность мира сего, твердо убедились в крайней нищете своего духа и в великом растления своей природы; горько болезнуют и сокрушаются, видя нечистоту мыслей, греховность намерений и желаний и скверну своих дел; глубоко стенают, чувствуя свое „крайнее недостоинство и окаянство. Это, во-вторых, — молящиеся, те, которые, усмотрев свою душевную гибель, с пламенною молитвою устремляются к Богу, в глубоком сокрушении повергаются пред Спасителем, и с горькими слезами испрашивают у Него прощения, очищения и спасения. Это, в-третьих, — плач любви. Некоторые из верных Господу до такой степени бывают уязвлены любовию к своему Искупителю, что с горестию смотрят на земное место пришествия своего, и, желая соединиться с Господом, истаевают в слезах святой, Божественной любви. Так один из них говорит: возжада душа моя к Богу крепкому живому: когда прииду и явлюся лицу Божию. Быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Пс. 41: 3-4). Все таковые плачущие блаженны, яко тии утешатся, по обетованию Господа. Утешатся плачущие страдальцы; утешатся плачущие кающиеся, утешатся плачущие молитвенники; утешатся все плачущие духовным плачем, раздираемые внутренним сокрушением, снедаемые печалию, яже по Бозе; утешатся истинным, вечным, небесным, Божественным утешением, особенно в будущей жизни.

Господи и Спасителю наш! Поели нам духа умиления и сокрушения о грехах наших. Сподоби нас ныне — в настоящей жизни плакать плачем покаяния и молитвы, печалит по Бозе, чтобы в будущей жизни сподобиться небеснаго утешения — радости святой, чистой и непорочной, со всеми блаженными плачущими! Аминь.

        Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

    Кротость есть нежность сердца и души, обнаруживающаяся простотою и любезностию. Но не всякая кротость есть блаженная кротость. Блаженная кротость не есть дар природы, а плод веры, смиряющей гордость нашего ума и смягчающей жестокость нашего сердца. Истинная, ублажаемая Спасителем, кротость рождается от глубокаго сознания духовной нищеты и бедности, растет и усиливается укрощением страстей, питается покаянным и молитвенным плачем, — печалию по Бозе, и услаждается примером Божественной кротости Господа Иисуса Христа. Потому и стоит на третьем месте после смирения и плача.

 Благодатная и спасительная христианская кротость, обладая всем существом человека, является во многих и различных видах. Кто же блаженные кроткие?

Блаженны те кроткие, которые не рождаются кроткими, но которых кротость рождается от духа веры. Блаженны те кроткие, которые делаются кроткими по сознанию своей духовной нищеты и по чувству своего ничтожества. Блаженны те кроткие, которые кротость свою почерпают в Божественном Источнике Воплощенной кротости, подражая безпредельному смирению Спасителя своего. Блаженны те кроткие, которые в простоте и с душевною преданностию веруют Божественному откровению и не в своей мудрости, а в силе Божией, в спасительных заслугах Сына Божия ищут своего душевнаго спасения. Блаженны те кроткие, которые с верою покоряются воле и судьбам Божиим, мужественно и с терпением перенося все бедствия и несчастия, для очищения нашего, или для наказания за наши грехи, на нас посылаемыя. Блаженны те, которые, одушевляясь любовию к ближним, удерживают себя от гнева и ярости, сохраняют доброе расположение сердца и ко врагам, и охотно прощают наносимыя от сих последних оскорбления и обиды. Блаженны те кроткие, которые уста свои запечатлевают спасительным молчанием, опасаясь праздными и особенно непристойными словами поколебать чистоту мыслей и взаимное спокойствие. Блаженны те кроткие, которые, стараясь сохранить христианское братолюбие, во всех своих поступках являются скромными, взаимно преданными и друг к другу уважительными. Все таковые кроткие блаженны.

В чем же состоит блаженство кротких, или какую обещает Господь награду кротким? Прежде всего, награда кротким есть сообщаемая им Божественная благодать: Господь смиренным дает благодать, говорит апостол (Иак. 4: 6); еще награда кротким есть любовь Божия, всегдашнее попечение о кротких и хранение их, на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих, говорит Сам Бог (Ис. 66: 2), но совершенная награда кротким, по слову Спасителя, есть наследие земли. Что эта за земля? Это земля вечная, земля живых, земля новая, на которой обитает вечная правда (Пс. 36: 29; Пс. 25: 13; 2 Пет. 3: 13).

Милосердый Господи и Спасителю наш! Научи нас святой и блаженной кротости, очисти Твоею благодатию все нечистоты сердца нашего, отними от нас дух, любоначалия, наглости, грубости, дерзости и празднословия, даруй же нам дух смиренномудрия, послушания, терпения и любве, и — по велицей милости Твоей — Сам водвори нас с блаженными кроткими на земле живых. Аминь.

     Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Сими словами Спаситель указывает нам на голод духовный и заставляет нас искать пищи и пития, свойственных не телу, а душе. В других местах Он говорит: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечный (Ин. 6: 26-27); не пецытесъ, что ямы и что пием. Ищите же прежде царствия Божия и правды его (Мф. 6: 31, 33); и в словах блажени алчущий и жаждущие правды ублажает требующих и ищущих пищи и пития для своей души.

Алкание и жаждание души есть чувство духовнаго голода и стремление к насыщению духовною пищею и питием. Какая же та пища, без которой мучится и которою, напротив, питается, укрепляется душа? Пища, насыщающая душу, по слову Господню есть правда. Эта правда есть Христос (1 Кор. 1: 30), — оправдание заслугами Христа Спасителя (Пс. 142: 1-2). Потому Сам Он называет Себя хлебом, питающим в жизнь вечную (Ин. 6: 31, 58).

Правда насыщает душу чрез веру, соединяющую человека с Богом. Она есть проводник Божественной жизни чрез Иисуса Христа в душу каждаго верующаго (Евр. 10: 38; Рим. 3: 22).

Правда насыщает душу в слове Божием и в законе веры (Пс. 118: 172, 16). Словом Божиим человек рождается по духу (1 Пет. 1: 23), растет (1 Пет. 2: 2), питается (1 Тим. 4: 6), живет (Мф. 4: 4; Пс. 118: 25, 93), веселится и наслаждается (Пс. 18: 9—11; Пс. 118: 14).

Правда, насыщающая душу, есть св. Евхаристия. Тело Спасителя, по слову Его, есть истинная пища, и кровь Его истинное питие, дающия жизнь вечную (Ин. 6: 54-55). Итак, кто же алчущие и жаждущие правды? Это те, которые смиренно ожидают и просят пищи от Того, который и птиц небесных питает (Мф. 6: 11, 26). Это те, которые постятся и всегда воздерживаются для спасения души своей. Это те, которые, познав нищету, лишение духовной пищи и голод, угрожающий душе вечною смертию, ищут духовной пищи. Это те, которые прибегают к Искупителю и в Нем единственно ищут себе оправдания. Это те, которые по духу живут верою Сына Божия, таинственно прививаются ко Христу, к вечноцветущей Божественной лозе, и в ней обретают для души своей и пищу, и здравие, и крепость, и жизнь. Это те, которые питаются словесами веры, живут по словеси Божий, ходят в заповедях и оправданиях Господних. Это те, которые, взамен раискаго древа жизни, питаются плодами креста Господня, — Телом и Кровию Спасителя мира.

       Все таковые алчущие насытятся. Насытятся и телесно алчущие; насытятся алчущие духовно, ищущие оправдания и жизни во Христе: правда, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14: 17) водворится в сердцах их, оживит, насытит и усладит души их, еще в настоящей жизни, — в тленном сем теле. Но особенно насытятся они в нетленном теле, в будущей жизни. Когда наступит вечное славное царство, когда откроется брак агнчий (Апок. 19: 7), когда предложится велия Божественная вечеря (Лк. 14: 16); тогда-то они насладятся о множестве мира (Пс. 36: 11); тогда-то упиются от тука дому Божия (Пс. 35: 9); тогда-то насытятся, егда явится слава Господня (Пс. 16: 15), так насытятся, что не взалчут к тому, ниже вжаждут во веки (Апок. 7: 16). Аминь.

    Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Милость есть изъявление благодеяния ближнему, без всяких заслуг со стороны сего последняго. Это та же св. любовь, которую заповедал нам Спаситель, — любовь, к бедствующим и нуждающимся. Блаженная милость бывает и телесная, и духовная. В чем же состоит та и другая?

Милость телесная — напитать алчущаго, — вообще призреть беднаго и помочь нуждающемуся; давать просящему, призирать сирот и вдовиц, питать и покоить престарелых и увечных, подавать нуждающимся пищу, творить милостыню, напоить жаждущаго, когда он просит сего в крайней нужде своей. У нас редко это случается, но все-таки есть милостыня, не остающаяся, по Евангелию, без награды; а на востоке в знойных пустынях, особенно путешественникам, это было великое благодеяние; одеть нагого, когда у него нет приличной и необходимой одежды, для согревания и для прикрытия наготы своей; принять страннаго в дом, — воспитать в душе своей чувство странноприимства. В древности это была высокая добродетель, и имеет свою заповедь: страннолюбив не забывайте (Евр. 13: 2); посещать узников; посещать больных, погребать умерших, с полною и светлою любовию, никем не гнушаясь. Таковы виды милости телесной!

Духовная милость тем превосходнее, тем Боголюбезнее, чем ужаснее то духовное бедствие, которому подвергается ближний, чем плачевнее грех и вечная погибель души, от которой он избавляется милостию духовною.

Милость сия есть обращение заблуждающих и исправление грешников (Иак. 5: 19-20; Гал. 6: 1). Милость сия простирается на всех заблуждающихся за пределами ея.

Милость сия есть научение неведующих (1 Сол. 5: 11, 14; Евр. 10: 24). Научение это есть как всякое, вообще полезное наставление ближнему, так и особенно руководство его к познанию веры, Закона Божия и заповедей христианских. Милость сия есть утверждение колеблющихся (1 Сол. 5: 14). Это бывает, когда подается ближнему полезный совет и делается благовременное предостережение от опасности.

Милость сия есть утешение печальных (Рим. 12: 15). Любовь не оставляет ближняго ни в каком состоянии. Она разделяет и его радости, и его скорби. Милость сия есть прощение обид и воздаяние благом за зло (Лк. 6: 37; Мф. 18: 22; Мф. 5: 14; Рим. 12: 17, 21).

Милость сия есть молитва за ближних, не только за сродников и присных, но и за чуждых, не только за благодетелей, но и за врагов, не только за верных, но и за неверных, особенно же за бедствующих и страждующих (Иак. 5: 16; Мф. 5: 44).

Милость сия есть поминовение усопших: молитва и милостыня за умерших от смерти избавляет и не оставляет ити во тму (Тов. 4: 10, 17).

Все, свято исполняющие сии дела милосердия суть милостивые. Что же с ними будет? Милостивые сами будут помилованы. Милостивых самих Милосердый Владыка в вечном блаженстве напитает, напоит, оденет, избавит от темницы ада, сподобит оставления грехов и помянет, егда приидет во царствии Своем.

Убегаем же, братие, жестокосердия и немилости. Будем, по слову Спасителя нашего, милосерди, яко же и Отец наш милосерд есть (Лк. 6: 3, 6). Милость наша привлечет на нас Божию милость. Аминь.

    Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Чистота сердца так приближает человека к Богу, что он видит Его лицом к лицу (1 Кор. 13: 12). В чем состоит чистота сердца, и какое блаженство ожидает чистых сердцем?

Все наши внешний действия, слова и поступки суть плоды, которые бывают сладки или горьки, судя по тому, каково дерево — сердце наше; это ручьи, которые бывают чисты или мутны по тому, каков источник — сердце наше. Сердце есть источник духовной или нравственной жизни (Лк. 6: 45). Какия же это благия сокровища, которые почивают в чистом сердце и которыя открываются во внешней жизни святыми добродетелями? Вера есть сокровище чистаго сердца. Она, зачавшись в чистом сердце, рождает св. благоговение, Божественный страх, истинное усердие, пламенную ревность к св. слову Господню. Любовь есть сокровище чистаго сердца. Она, возродившись в чистом сердце, открывается преданностию к Богу и готовностию положить душу за Него, братолюбием друг ко другу, кротостию, незлобием, милосердием, прощением. Преданность св. Закону Божию есть сокровище чистаго сердца. Повиновение воле Божией, водворившись в сердце, производит в жизни человека покорность судьбам Всевышняго, мужество в искушениях, терпение в несчастиях, преданность св. Церкви, стремление к общему миру и порядку, хранение всех правил и установлений христианских, как церковных, так и гражданских. Таковы благия сокровища, которыя почивают в чистом сердце! Очевидно, благочестие и святость состоят не в одних добрых делах, но, главным образом, в чистых мыслях и желаниях, от которых рождаются св. дела.

Но кто чист сердцем? Кто свят душою? Кто чист будет от скверны?  говорит прав.  Иов: никто же, аще и един день жития его на земли  (Иов. 14: 4, 5). Где же нам взять чистоту сердца?

Чистота сердца приобретается очищением его, как со стороны человека очищаемаго, так и со стороны Бога очищающаго.

Средства к очищению сердца со стороны человека суть: благоговейное и постоянное призывание имени Господа Иисуса Христа, с изображением на себе креста Господня; теплая и умиленная молитва, которая согревает сердце, оживляет доброе чувство, порождает страх Божий, привлекает благодать, очищающую и освящающую сердце; бдительное наблюдение за сердцем и за всеми его чувствами, чтобы они были согласны с законом Божиим: всяцем хранением блюди свое сердце,  говорит Премудрый (Притч. 4: 23), и крепко борись со всякою нечистотою сердца.

Средства к очищению сердца со стороны Бога суть следующия. — После спасительнаго крещения, первое Божественное средство к очищению сердца ест покаяние, т.е. сердечное сокрушение и болезнование о своей греховности: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Второе Божественное средство к очищению сердца есть святейшая Евхаристия. Христианин, приемля с верою и страхом Божественное Тело и Кровь Спасителя своего, таинственно соединяется с Ним, и посредством сего соединения приемлет в свое сердце и во все существо чистоту и святыню Господа Искупителя своего.

Чистые сердцем, или очистившие свое сердце, сподобляются зреть Самого Бога. Обещанное Спасителем зрение Бога заключает в себе сколько блаженство чистых сердцем, столько и славу их (1 Ин. 3: 2). Зрение Бога предполагает уподобление Богу в небесной славе. Тогда праведницы просветятся, яко солнце в царствии Отца их (Мф. 13: 43).

Если вожделенно для нас, возлюбленные братие, блаженство чистых сердцем, — если восхитительна слава небеснаго царства, если желательно лицезрение святаго и блаженнаго Бога: то очистим себя от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божий (2 Кор. 7: 1).

    Господи Иисусе Христе! Сердце чисто созижди в нас, и дух прав обнови во утробах наших (Пс. 50: 13). Аминь.

      Блажени миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся.

Мир предполагает брань. Какая же это брань, и где начала ея? -Там братие, начало брани, где конец и разрушение мира. У древа преслушания мир сокрылся с земли и водворилась брань. Первобытный человек, вступив в союз с противником, потерял мир с Богом и с самим собою. Первая брань открылась в самом человеке, когда плотское вожделение преобороло в нем внушение разума и совести, — когда он пал. И сколько же брани породила на земле эта первая злополучная брань?!

Человек оказался в безпрерывной брани с самим собою (Гал. 5: 17; Рим. 7: 22-24). Человек стал во взаимную брань с подобными себе. Человек повел дерзновенную брань и противу Бога. Кто же положил конец брани? Кто водворил мир на земле? Первый Великий Миротворец есть Единородный Сын Божий. Для прекращения всеобщей брани и для основания великаго мира между небом и землею, Он воплотился, пострадал, умер, и таким образом примирил всяческая, аще земная, аще ли небесная (Кол. 1: 20). Таким образом возсиял на земли мир (Лк. 2: 14), и Спаситель наш соделался Начальником мира (Пс. 9: 6).

Сей Божественный мир Спаситель наш Иисус Христос заповедал верным своим сохранять, утверждать и распространять, обещая им за то не одно блаженство, но и высокое звание сынов Божиих. И, по мере сохранения, утверждения и распространения мира, сохраняется, утверждается и распространяется священное право сынов Божиих.

Мир Божий сохраняется, когда христиане остаются верными своему христианскому званию и его обязанностям, — когда общества христианския наслаждаются тишиною и благоденствием, оставаясь верными законам Божеским и человеческим, — когда св. Церковь благоденствует, и все верующие блюдут единение духа в союзе мира.

Мир Божий утверждается, когда христиане отгоняют от себя тьму неведения и просвещают себя светом Божественнаго разума, — когда христианския семейства украшаются любовию, согласием и повиновением, — когда св. Церковь возрастает и преуспевает в своих членах.

Мир Божий распространяется, когда заблудших обращают на путь истины, в ожесточенных пробуждают глас совести и чувство святого долга, отпадших присоединяют к св. Христову стаду, расточенных овец собирают в ограду церковную, грубым безбожникам и идолопоклонникам проповедуют Христа.

Все те, которые содействуют сохранению, утверждению и распространению этого мира на земле, суть миротворцы, ублажаемые Христом.

Миротворцы награждаются от Бога великим именем сынов Божиих, потому что они некоторым образом разделяют великое служение с единородным Сыном Божиим, виновником всемирнаго мира. Таким образом, получая величественное имя сынов Божиих, миротворцы делаются, вместе с Иисусом Христом Сыном Божиим, обладателями небеснаго царства, — делаются наследниками Богу, сонаследниками же Христу (Рим. 8: 17). Возлюбленнии, мы — сыны Божий! Какое достоинство может быть выше сего достоинства? Нам остается не столько приобретать, сколько сохранять свое великое звание, сохранять сохранением, утверждением и распространением Божественнаго мира. Постараемся же хранить мир с собою, с ближними, с Богом. Будет содействовать, сколько можно, к утверждению мира в семействах, в обществах, в церкви. Аминь.

    Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное.

В этом блаженстве, очевидно, ублажаются гонимые за правду. Блаженны гонимые праведники и вообще благочестивые христиане: вси, хотящие благочестно жити гоними будут, говорит слово Божие. Блаженны гонимые, которые за правду подвергаются осуждению, порицанию, хуле, клевете, укоризнам, безчестию, притеснению, унижению, изгнанию, заточению, мучению, смерти. Блаженны гонимые праведники, которые изгоняются за истину, страдают за чистоту, умирают за добродетель. Блаженны гонимые христиане, люди благочестивые, которые поносятся за исповедание правой Веры, укоряются за благочестие, угнетаются за св. ревность, терпят за православие, осуждаются на различные жестокия страдания и позорную смерть, за свое вероисповедание имени Христова. Блаженны таковые гонимые и страждущие. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. Противна миру эта стезя блаженства. Ужасен для плоти нашей такой путь к царствию. Но этот путь уже пройден стопами безчисленных страдальцев. По нему шествовало великое множество праведников. Обозрите пройденный путь крестный и пересмотрите гонимых за правду, умерщвляемых за благочестие! С тех пор как водворилась на земле неправда, началось гонение на правду и на праведных. Лишь только человек переступил за предел первобытнаго блаженства, возстало нечестие на благочестие, так что благочестивые должны спасаться терпением и восхищать свое блаженство из огня страданий (Иуд. 1: 23). Никто из святых, ни один угодник Божий не миновал сего пути. Сам Подвигоположник наш, Господь Иисус Христос проложил сей путь для всех своих последователей; и другого пути в царствие Божие нет и быть не может. Так гонения и страдания неразлучны с правдою и благочестием христианским! И если мы в гонении, то на пути к блаженству (Лк. 6: 22, 23, 26).

В чем же состоит блаженство гонимых и страждущих? Какое воздаяние за скорбь праведным и благочестивым?

Праведные и благочестивые утешаются посреди самых страданий: совесть их светла, душа чиста, сердце покойно, надежда на небесныя награды несомненна (Кол. 1: 24; Иак. 1: 2). Праведные и благочестивые страждущие прославляются от Бога даже на земле: посмотрите на те чудеса, которыми сопровождалось терпение праведных, и на ту славу, которою прославлял Бог гонимое благочестие (Евр. 12: 14). Праведные и благочестивые, страждущие вечно царствуют со Христом на небеси: яко тех есть царство небесное, сказал Спаситель.

Гонимые праведники и благочестивые страстотерпцы не только будут наслаждаться блаженством в небесном царствии, как нищие духом, но и разделят оное со Христос. Как разделяют они со Христом земныя страдания, так будут разделять с Ним и небесную славу (1 Пет. 4: 13); как участники скорбей Христовых, гонимые праведники будут разделять и царство со Христом (Лк. 22: 28-30; Апок. 3: 21).

Пожелаем, — возлюбленные, и мы блаженства и царствия, обетованнаго гонимым и страждущим. Возлюбим правду, сохраним благочестие. Аминь.

   Блажени, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще,

 Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Здесь ублажаются Господом все, терпящие поношение, изгнание, злыя и ложныя клеветы, ради Господа. За что ублажаются? За то, что они верно идут по стопам своего Спасителя, не уклоняясь ни на десно, ни на шуее; всячески подражают ему в терпении подобных же поношений, изгнаний и злых ложных наветов.

Господа Иисуса Христа, во всю жизнь его, всячески поносили, как-как ни называли Его? И льстецом, и обманщиком, и ядцею, и винопийцею, и другом мытарей и грешников, и даже сообщником с сатаною… Но нигде не видно, чтобы Он раздражался, оскорблялся, негодовал на это, и защищался… Все терпел и переносил безмолвно. Нечто подобное достается иногда и на долю некоторых из нас, возлюбленные; иного так поносят в жизни, за одно только разве имя Христово, что хоть ни живи; и никаких нет способов устранить это поношение. Остается или терпеть, скрипя сердце или же впасть в отчаяние. Не имеющий упования, не христианин, никак не выдержал бы и пал под этими поношениями. Но христианин имеет обетование и терпит все благодушно.

Господь Иисус Христос и так не имел, где главы подклонити: но этого мало: Его во всю жизнь гнали и не раз буквально изгоняли, как это было в Назарете, когда изгнаша Его вон из града и ведоша до верху горы, да быша Его низринули. И это сделали Его сограждане, между которыми Он вырос! Не бывает ли и таких бедняков в свете, которых гонят кто знает за что, и изгоняют разве за одно только то, что они носят на себе имя Христово, не будучи ни в чем повинны? О, бывает, и нередко бывает: иногда так нападут и так поставят дело, что хоть беги, но куда бежать? И убежал бы куда глаза глядят, если бы не было надежды на обетование. А сколько было самой злой и ложной клеветы на Господа Спасителя нашего? Особенно же самая безсовестная клевета и самая наглая ложь была пущена в ход, когда Невиннаго нужно было обвинить и предать лютой смерти. Известно вам, возлюбленные, как судили и осудили Христа Спасителя у Анны, Каиафы и Пилата. Ложь, клевету, осуждение приходится многим и многим из нас переносить почти всегда незаслуженно, а за одно только имя Христово?!! Неверующему как это должно быть больно и невыносимо?!! Но мы имеем обетование; Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. И готовы бываем на всякое злострадание за имя Христово.

Радуйтесь и веселитесь, поносимые, гонимые, злословимые, страдающие и умирающие за Христа! Праведный Господь определяет вам блаженствовать на небеси. Царь славы поставил для вас царственные престолы около Своего Миродержавнаго престола. Радуйтесь и веселитесь: велика ваша награда на небесах. Чистыя наслаждения предложены вам в Божественном дому! Насыщайтесь Божественною славою. Аминь.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>