Нравоучение 17

Нравоучение 17-е. 

О том, что возможно

злые привычки переменить на добрые

если приложить старание. [1]

_____

         Итак, не станем просто судить о делах, но будем тщательно вникать во время, причину, намерение, в различие лиц и во все другие обстоятельства, – иначе нельзя дойти и до истины. И если мы хотим достигнуть царствия, то должны стараться показать что-нибудь большее против ветхозаветных заповедей, а иначе нельзя получить небесных благ. Если мы достигнем только в меру возраста ветхозаветных, то будем стоять вне врат царства: «если ваша праведность, говорит Господь, не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5,20). И однако есть люди, которые и при такой угрозе не только не превосходят древней правды, но даже и ее не имеют. Они не только не избегают клятв, но и преступают их, не только не остерегаются любострастного взгляда, но совершают и самое гнусное действие и безумно попирают все прочие заповеди, дожидаясь только одного дня мучения, чтобы понести тогда жесточайшее наказание за свои преступления. Такова только и может быть участь тех, которые окончили свою жизнь в нечестии. Им нужно оставить всякие надежды на спасение и не ждать ничего, кроме наказания, потому что только находящиеся еще здесь удобно могут и вступить в борьбу, и победить, и увенчаться.

    7.  Итак, не ослабевай, человек, и не упраздняй доброго расположения! То, что повелевается тебе, не тягостно. Скажи мне, какой труд избегать клятвы? Разве нужна тут трата денег? Разве требуются великие усилия и изнурения? Стоит только захотеть – и все сделано. Если же кто-нибудь представит мне в оправдание привычку, то я скажу тому, что по этому самому и легко исполнить заповедь. Если ты приобретешь себе другую привычку, этим все и кончишь. Вспомни, для примера, многих эллинов, как одни из них, будучи заиками, при усиленном старании исправили недостаток в своем языке; а другие отстали от привычки постоянно поднимать и дергать беспорядочно плечами, приставляя к ним сверху меч. Если вы не убеждаетесь Писанием, то я вынужден, к вашему стыду, убеждать вас примером язычников. Так и Бог поступал с Иудеями, говоря: «пойдите на острова Хиттимские и пошлите в Кидар и посмотрите: переменил ли какой народ своих богов, хотя они не боги» (Иерем. 2,10-11). А часто посылает их даже к бессловесным творениям, например, говоря: «пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его… или пойди к пчеле» (Притч. 6,6-8). Так и я теперь скажу вам: представьте языческих философов и тогда узнаете, какого наказания достойны те, которые преступают божеcтвенные законы. Те ради людского уважения употребляли бесчисленные труды; а вы даже о небесных благах не хотите приложить такого же тщания. Если же и после этого ты скажешь, что привычка сильна, она может обмануть и самых осторожных, то хотя я и согласен с этим, но вместе с тем скажу и то, что привычка так же легко может быть исправлена, как легко может вводить в обман. Если поставишь над собой дома многих стражей, например, жену, раба, друга, то всеми побуждаемый и поощряемый легко отстанешь от худой привычки. И если займешься этим хоть только десять дней, то тебе более будет и не нужно; все счастливо совершится и устроится у тебя, добрая привычка опять твердо укоренится в тебе.

______________________

[1] . «Яко удобно обычай лукавый на лучший пременити можем, аще потщимся.»  (по издан.  Свт. Иоанн Златоуст. «Беседы на Матфея Евангелиста». Ч.1. М., 1781. Нравоучение 17-е). (См. фото — лист 141).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>