13.14. Аудио-книга (Беседы на Мф.5-7)

Аудио 

Иоанн Златоуст.

Беседы на Нагорную проповедь

Оглавление:

________

 Евангелие от Матфея,

(Зач. 10, 11)   глава 5,  1 – 16. Начало Нагорной проповеди. девять Заповедей блаженств (ст. 1 – 12), соль земли и свет мира (ст. 13 – 16)

Беседа  первая.

Изъяснение  (Мф. 5, ст. 1 – 16).

Аудио 

1.  Своим примером Христос научает не делать ничего напоказ. — Обращая речь к ученикам, Христос говорит чрез них ко всем людям. — Кто разумеется под «нищими духом».  (ст. 1  3)

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

2.  Смирение – начало всякого благочестия. — Плач о грехах освобождает от пристрастия к земному.  (ст. 4, 5)

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

3.  Утешение, даруемое Богом, помогает побеждать все. — Под землей обещанной кротким, разумеются и чувственные блага.  (ст. 5, 6)

4. Кто разумеется под алчущими и жаждущими правды, под милостивыми, чистым сердцем, миротворцами и изгнанными правды ради, и какова их награда.  (ст. 7  12)

5.  Не всякие поношения делают людей блаженными. — Царство Небесное обещается не одним нищим духом.  (ст. 12)

6.  Почему последняя заповедь обращена прямо к ученикам.  (ст. 13)

7. Терпеть злословие – больший подвиг, чем переносить опасности. — Заповеди полагают путь одна другой. — Что значит выражение: «вы соль земли» и «свет мира».  (ст. 14  16)

8.  Сила проповеди показывает могущество Христово. — Добродетель не может укрыться. — Она одна делает счастливым.  (ст. 16)

      Нравоучение. О том, что если живем добродетельно, то даже ненавидящие нас, не могут нас, не похвалить за это, и о твердо стоящих в добродетели.

9.  Злословящие внутренне хвалят добродетель. — Жизнь христианина должна оправдывать учение.

10. Порицание гоняющимся за наживой, подающим милостыню из тщеславия, забавляющимся ссорами других, и увещание не заводить распрей и ссор и прощать обиды.

_________________________________

Евангелие от Матфея,

 (Зач. 11, 12)   глава 5, 17 – 26.  учение о законе (ст. 17 – 20), Ветхозаветные заповеди о убийстве (ст. 21 – 26)

___________________________

Беседа  вторая.

Изъяснение  (Мф. 5, ст. 17 – 26).

 

1. Для чего Христос, говорит, что Он не разрушает закона.  (ст. 17)

2. Почему Он иное говорит и делает со властию, иное со смирением и с молитвою к Богу.  (ст. 17)

3. Как Христос исполнил закон и пророков. — Заповеди, восполнявшие ветхий закон даны уже в предшествующих заповедях блаженства.  (ст. 18  20)

4. Почему Свои заповеди Христос называет малыми. — Собственные дела должны предшествовать учению.  (ст. 19)

5.    Ветхозаветная правда сродна с новозаветной.  (ст. 21, 22)

6. Почему в Новом Завете требуются большие подвиги. — Заповеди Христовы утверждают и восполняют ветхозаветные.  (ст. 21, 22)

7. Ветхозаветный закон свидетельствует о благости Законодателя. — Законодатель Ветхого и Нового завета – один и тот же.  (ст. 21, 22)

8. Не всякий гнев запрещается Христом. — Почему за оскорбление словом Христос угрожает геенной.  (ст. 21, 22)

9. Примирение с братом есть истинная жертва Богу. — Почему повелевается мириться с соперником скоро.  (ст. 23, 24)

10. Медлительность в совершении добрых дел бывает причиною больших зол. — Побуждением к добродетели должна служить мысль, что мы все делаем для Бога. — Помощь Божия все делает легким.  (ст. 25)

11. Добродетель кажется трудной для человека, пока только он пребывает в грехах.  (ст. 25)

О том, что и кажущееся трудноисполнимым (неудобоисполнимым) можно исполнить, если думать о том, что делаем это ради Бога.

_______________________________________

Евангелие от Матфея,

(Зач. 13, 14)   глава 5, 27 – 37. 

о прелюбодеянии (ст. 27 – 30),

о разводе (ст. 31 – 32),

о клятве (ст. 33 – 37)

___________________________________

Беседа  третья.

Изъяснение  (Мф. 5, ст. 27 – 37).

 

1. Почему Христос начинает Свое учение не с заповеди о единобожии. — Какое пожелание запрещает Христос.  (ст. 27  28)

2. Почему запрещается страстное воззрение на женщину.  (ст. 28)

3. Обличение женщин любящих наряды. — Должно удаляться от соблазняющих, хотя бы и близких людей.  (ст. 29  32)

4. Почему закон дозволял давать разводную. — Почему запрещается брак с отпущенной. — Ограничение свободы развода.  (ст. 33, 34)

5. Запрещение клятвы. — Для исполняющего заповеди Христовы не может быть нужды в клятве.  (ст. 34  37)

6. Почему развод и клятва допущены были в ветхом завете. — Одно и тоже, смотря по времени, может быть и хорошим и нехорошим.

7. От человека Новом завете требуется высшее совершенство, чем в Ветхом. — Как можно отстать от привычки клясться.

О том, что возможно злые привычки переменить на добрые, если приложить старание.

_______________________________________

 

 Евангелие от Матфея,

(Зач. 14, 15)   глава 5,  38 – 48.

 о мести (ст. 38 – 42),

о любви к ближним (ст. 43 – 48)

________________________________________

Беседа  четвертая.

Изъяснение  (Мф. 5, ст. 38 – 48).

 

1. Для чего дан был закон око за око. — Что значит не противиться злому.  (ст. 38  41)

2. Повеление подставлять ударившему другую щеку выражает общий закон о незлобии. — Зло побеждается терпением.  (ст. 38  41)

3. Заповеди о непротивлении легкоисполнимы. — Исполнение их приносит пользу и обижающим. — Должно терпеть без сопротивления даже страдания.  (ст. 41  45)

4. Девять степеней незлобия. — Высшая степень добродетели – молитва за врагов.

5. Образец незлобия, данный Христом.  (ст. 46)

6. Увещание обходиться с гневающимися как с больными, предупреждать друг друга приветствиями и быть готовыми на всякие обиды и презрение – для Бога.  (ст. 47)

О любви к врагам и о том, что лучше быть презренным (пренебрегаемым) ими ради Христа, чем от кого-либо славимым.

______________________________________

 Евангелие от Матфея,

(Зач. 16, 17)   глава 6,  1 – 15.

 заповеди о милостыне (ст. 1 – 4),

о молитве (ст. 5 – 15), молитва «Отче наш» (ст. 13, 14)

________________________________________

Беседа  пятая.

Изъяснение  (Мф. 6, ст. 1 – 15).

1. Тщеславие незаметно приражается добродетели. — Бог смотрит на намерение творящего добрые дела.  (ст. 1, 2)

2.   Как должно творить милостыню и молитву.  (ст. 3  6)

3.   Заповедь Спасителя о молитве в тайне не запрещает молитвы в церкви. — В церкви во время молитвы должно наблюдать благопристойность. — От молящегося требуется не громкий вопль, а сердечное сокрушение.  (ст. 7, 8)

4.  Постоянство в молитве. — Для чего нужно молиться, если Бог знает наши нужды.  (ст. 7  10)

5.  Наименование Бога Отцом заключается в себе учение о всякой добродетели.  (ст. 11, 12)

6.  Изьяснение молитвы Господней.  (ст. 13, 14)

7.  Прощение обид преимущественно заповедуется Христом. — Оно более всего уподобляет человека Богу.  (ст. 14, 15)

8.  Памятование собственных грехов – лучший способ научится прощению обид.

О том, чтобы не проклинать врагов и о пребывании со страхом, смирением и молчанием в Церкви.

__________________________________

 Евангелие от Матфея,

(Зач. 17, 18)   глава 6,  16 – 23.

 о посте (ст. 16 – 18),

истинное богатство (начало) (ст. 19 – 23)

_______________________________________________________________

Беседа  шестая.

Изъяснение  (Мф. 6, ст. 16 – 23).

1. Притворяющиеся постящимися заслуживают особенного осуждения. — Обман лицемера изобличается и в настоящей жизни, и в будущей.  (ст. 16  18)

2.  Добродетель должно почитать ради нея самой.  (ст. 19)

3. Христос постепенно истребляет страсть корыстолюбия. — Двоякое побуждение к подаянию милостыни.  (ст. 21  23)

4. Богатство порабощает душу. — Что глаз для тела, то ум для души. — Богатство не доставляет того, чего человек от него ожидает. — Оно делает его неспособным ни на что истинно полезное.  (ст. 22  23)

5. Как можно истребить вожделение богатства.

6. Отдаленность воздаяния не должна служить препятствием к собиранию сокровищ на небе.

Против сребролюбцев, т. е. любящих деньги.

____________________________________

 Евангелие от Матфея,

(Зач. 18)   глава 6,  24 – 28.

истинное богатство (продолжение) (ст. 24 – 28)

____________________________________

Беседа  седьмая.

Изъяснение  (Мф. 6, ст. 24 – 28).

 

1.  Двоякий вред богатства.  (ст. 24)

2. Можно быть богатым, но не служить мамоне. — Почему богатство названо мамоной.  (ст. 25  27)

3.  Христос запрещает заботу о житейский нуждах. — Удобоисполнимость заповеди. — Почему эта заповедь кажется невыполнимой.  (ст. 26  27)

О том, что тот, кто остерегается алчности к приобретению, (лихоимства), может достичь и добродетели милостивости, т. е. стать милостивым.

4.  Щедрая милостыня – путь к полному нестяжанию.

__________________________________

Евангелие от Матфея,

(Зач. 18, 19)   глава 6,  28 – 34.

 истинное богатство (окончание) (ст. 28 – 34)

 

_____________________________

Беседа  восьмая.

Изъяснение  (Мф. 6, ст. 28 – 34).

 

1.  Почему, говоря о заботе касательно одежды, Христос приводит в пример лилию.  (ст. 28  30)

2.  Промышление Божие о человеке. — Почему Христос усвояет промышление Богу Отцу.  (ст. 31, 32)

3. Вера в Промысл освобождает от безполезных забот и малодушия. — Искание благ небесных дает и блага земные.  (ст. 33, 34)

4.  Что означает выражение довлеет дневи злоба его.  (ст. 34)

О том, что когда желаем благого, то во всем нам помогает Бог и о том, что должно всегда усиленно просить у Бога духовных благ.

5. Все, что мы ни делаем (доброго), делаем помощью Бога. — Искреннее желание делает легко исполнимою каждую заповедь. — Нет греха который не изглаждался бы покаянием. — Бог не спасает человека против (его) воли.

6. Усиленная молитва всегда бывает услышана. — Бог не может быть врагом человека. — Молитва всегда благовременна и угодна Богу.

_________________________________

 Евангелие от Матфея,

(Зач. 20–22)   глава 7,  1 – 20.

 о неосуждении ближних (ст. 1 – 5),

об охранении святыни (ст. 6),

о постоянстве в молитве (ст. 7 – 12),

о широком и тесном пути (ст. 13 – 14),

о лжепророках (ст. 15 – 20)

_______________________________

Беседа  девятая.

Изъяснение  (Мф. 7, ст. 1 – 20).

 

1.  Заповедь о неосуждении не все грехи повелевает не судить и не всем запрещает судить. (ст. 1  3)

2. Должно с любовью исправлять согрешающих. — Не исправивший себя, не должен осуждать другого.  (ст. 3  7)

3. Не должно открывать учение Христово людям (по греховности жизни) не способным его принять.  (ст. 6, 7)

4. Евангельские заповеди легкоисполнимы при помощи Божией, подаваемой по молитве. — Не должно отчаиваться в получении просимого. — О чем следует молиться. — Вместе с молитвою необходима и добрая жизнь.  (ст. 9, 11)

5. Что делает трудный путь, ведущий в жизнь вечную, легким.  (ст. 12  14)

6. Нужно распознавать и избегать прикрывающихся личиной добродетели.  (ст. 15)

7. Лицемер может быть легко узнан по делам его.  (ст. 16  19)

О том, что нет более горькой муки чем лишиться Царствия Небесного и о том, что добродетельная жизнь, а не богатство и власть, делает нас светлыми, богатыми и великолепными.

8. Лишение небесной славы и любви Христовой тяжелее самой геены.

9. Жизнь людей, преданных мирским заботам, подобна детской игре.

10. Расточающий имение в помощь нуждающимся достоин более уважения, чем собирающий; униженный – более, чем пользующийся славой.

___________________________________

 Евангелие от Матфея,

(Зач. 23, 24)   глава 7,  21  27.

 о лжепророках (ст. 21 – 23),

об истинной и ложной мудрости (ст. 24 – 27)

___________________________________

Беседа  десятая.

Изъяснение  (Мф. 7, ст. 21 – 27).

1. Ни правая вера, ни дар чудотворения не приносят пользы при отсутствии добродетели. — Благодать часто действует в недостойных для блага других.  (ст. 22  25)

2. Одна добродетель доставляет безопасность в настоящей жизни.  (ст. 24  25)

3. Праведнику никто не может причинить вред. — Многочисленные труды приносят никакой пользы порочным.  (ст. 26)

4. Пример апостолов и иудеев показывает силу добродетели и безсилие порока. — Порок безсилен против добродетели. — Жизнь порочного исполнена печали и страха.

О том, что тот, кто творит грех – несчастнее всех.

Беседа  одиннадцатая.

Изъяснение

(Мф. 7, ст. 28 – 29).

 

1. Сила учения Христова. — Почему за учением следует совершение чудес. — Почему Христос исцеляет прикосновением руки. — Должно иметь в мыслях Бога не только во время болезни, но и при здравии.  (ст. 28, 29)

2. Для чего Христос порою соблюдает закон, порою не соблюдает. — Христос делает с своей стороны все, чтобы привлечь к вере.  (ст. 28)

3. Благодарность Богу есть лучше средство сохранить Его благословение. — Должно благодарить Бога за блага, дарованные не только нам, но и другим.

4. Всякий дар Божий велик. — Бог благодетельствует часто против воли самого человека. — Смирение делает благодарным Богу.

О том, что подобает всегда благодарить Бога, и о том, что если кто не оставит житейской суеты, не может познать себя.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>