Нравоучение 18

Нравоучение  18-е.

О любви к врагам,

и о том, что лучше быть презренными (пренебрегаемыми) ими ради Христа,

   чем от кого-либо славимым. [1]

 

     Итак, представляя все до сих пор сказанное, будем оказывать всякую любовь к врагам. Отвергнем то смешное обыкновение, которым страдают многие неразумные люди, дожидающиеся, чтобы встречные предупреждали их своим приветствием, и таким образом ревнуют не о том, что заключает великое блаженство, но гоняются за тем, что достойно смеха. Почему же ты не приветствуешь его прежде? Потому, ты скажешь, что он ожидает этого. Но потому-то самому и надлежало поспешить тебе, чтобы венец достался тебе. Нет, – скажешь, – я потому именно и не приветствую его, что ему этого сильно хочется. Что может быть хуже такого безумия? Так как, ты говоришь, он сильно желает доставить мне случай к награде, по тому самому я не хочу этим случаем воспользоваться. Если он тебя предупреждает своим приветствием, то ты не получишь никакой пользы, хотя после и ответишь ему тем же; если же поспешишь прежде выразить ему приветствие, то ты, как бы торгуясь с его гордостью, получишь себе большую выгоду и соберешь обильный плод с его надменности. Итак, не крайне ли мы будем безумны, когда имея случай двумя словами приобрести столь великую пользу, выпустим ее из рук, и сами впадем в то же безрассудство, за которое осуждаем другого? Если ты обвиняешь его в том, что он прежде ожидает приветствия от другого, то зачем подражаешь тому, что осуждаешь сам, и стараешься как доброе перенимать то, что сам называешь злом? Видишь ли, что нет ничего безумнее человека, живущего в злобе? Поэтому умоляю вас, будем избегать этой злой и достойной посмеяния привычки. Эта болезнь расторгла бесчисленное множество дружеских союзов и произвела многие раздоры. Будем же, поэтому, приветствиями предупреждать других. Если нам заповедано терпеть и тогда, когда враги нас заушают, насильно заставляют провожать себя и обнажают, то заслужим ли мы какого-нибудь прощения, если с таким упорством будем отказываться от простого приветствия? Ты скажешь: я подвергнусь презрению и буду как оплеванный, когда окажу ему такую честь. Итак, чтобы не презирал тебя человек, ты оскорбляешь Бога? Чтобы не презирал тебя беснующийся равный тебе раб, ты презираешь Владыку, Который столь много тебя облагодетельствовал? Если неразумно, что презирает тебя человек равный тебе, то еще более неразумно, что ты презираешь Бога, Который сотворил тебя. Сверх того, заметь и то, что презирающий тебя тем самым доставляет тебе случай к получению большей награды, поскольку ты терпишь это для Бога, повинуясь Его законам. А с этой наградой могут сравниться какая честь, какие венцы? Я готов лучше терпеть всякие обиды и презрение – для Бога, чем у всех царей быть в почтении, так как ничто, ничто не может сравниться с этой славой. Будем же искать этой славы так, как повелел сам Спаситель, и нимало не заботясь о человеческих суждениях, но во всем показывая истинное любомудрие, по нему будем устроять свою жизнь. Таким образом мы будем предвкушать еще здесь небесные блага и славу райских венцов; будем обращаться с людьми, как ангелы, и обитать на земле, как силы небесные, освободившись от всякой похоти и всех земных страстей; а вместе со всем этим восприимем и неизреченные блага, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием нашего Господа Иисуса Христа, Которому слава, держава и поклонение с безначальным Отцом и Святым и благим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

_____________________________

 [1] «О любви ко врагом, и яко лучше о тех презренну быти Христа ради, нежели от коголибо славиму.»  (по издан.  Свт. Иоанн Златоуст. «Беседы на Матфея Евангелиста». Ч.1. М., 1781.  Нравоучение 18-е). (См. фото — лист  149).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>